До завтра, Yota
ЛЕОНИД КОНИК,
главный редактор ИГ ComNews
© ComNews
20.07.2010
Леонид Коник: "Похоже, что "Скартел" - совсем не тот гигант, каким его воспринимают участники рынка".
В Москве и Петербурге массово появились рекламные щиты Интернет-провайдера Yota со странным текстом: "Начинается. До завтра". Интересно, что начинается у компании, которая стартовала с шумным проектом мобильного WiMAX в 2009 г., а год спустя открестилась от восхваляемой ею технологии WiMAX и объявила о курсе на LTE.
Стоило появиться этой рекламе, как по рынку - и без того наэлектризованному дележкой невыданных частот под несуществующее пока массово LTE-оборудование - поползли слухи о том, что Yota нашла способ обойти законодательство и начинает строить сети LTE в диапазоне 2,5-2,7 ГГц, выданном ей под создание WiMAX-сетей во многих городах России.
ООО "Скартел", действующее под брендом Yota, - компания скрытная, поэтому слухов о ней на порядок больше, чем информации из первых рук. Один из слухов, циркулирующих уже пару недель, гласит, что первую сеть LTE "Скартел" запустит в тестовую эксплуатацию 30 августа в Казани (там в этот день будет отмечаться День республики Татарстан). Это вполне коррелирует с пресс-релизом Yota от 21 мая, в котором компания публично признала планы строительства сетей LTE. "Первым городом сети LTE станет Казань, - говорилось в том релизе. - Затем последуют Новосибирск и Самара. Всего в 2010 году планируется запустить LTE в пяти городах, во что будет инвестировано $100 млн. Уже подписан договор на поставку 1000 базовых станций LTE, первая партия будет поставлена в Россию в июле".
Свежий слух, покатившийся по рынку буквально на днях, утверждает, что Huawei подарил "Скартелу" первую партию оборудования LTE (возможно, как раз для Казани), с тем, чтобы в будущем стать поставщиком для LTE-сети Yota. Так это или нет - неизвестно, хотя в прошлом Huawei действительно использовал политику дарения для продвижения на рынок (например, когда-то он подарил партию передающего оборудования "Ростелекому", после чего этот оператор стал приобретать маршрутизаторы у китайского вендора). Подарок для "Скартела" - как нельзя кстати: компания - опять же по слухам - испытывает недостаток финансирования, и даже готова уступить контрольный пакет стороннему инвестору.
Уже не слух, а факт - финансовая отчетность ООО "Скартел" за 2009 г., выплывшая в Интернете месяц назад. Из нее следует, что выручка компании за прошлый год составила 1,773 млрд рублей (т.е. менее $56 млн), а ее чистый убыток - 1,27 млрд рублей. Автор блога russiantelecoms делает из данных отчетности Yota любопытные выводы. Первый относится к заявлению гендиректора Yota Дениса Свердлова об инвестициях за 2009 г. в размере $110 млн и общей сумме затрат с момента запуска проекта - $400 млн. "Смотрим финансовую отчетность компании - основных фондов у нее (то есть собственно сеть и оборудование на балансе) на 1,8 млрд рублей (или на $60 млн). Остается догадываться, на что пошли остальные $360 млн? Если они, конечно, действительно были потрачены", - пишет автор блога. И продолжает: "Забавно смотрятся и второе утверждение Yota о выходе на операционную окупаемость в конце года (даже если это и так) при выручке за 2009 год в 1,7 млрд рублей, кредиторской задолженности в 3,4 млрд рублей и чистому убытку по балансу в 1,2 млрд рублей".
Явно стремясь поднять доходность, "Скартел" с 1 июля почти вдвое повысил один из двух основных тарифов - "Yota День": с 50 до 90 рублей за сутки безлимитного доступа. В ситуации, когда провайдеры ведут ценовые войны и снижают расценки, это действие выглядит необычным. Официально "Скартел" объяснил повышение тарифа желанием компенсировать рост потребляемого трафика на этом тарифе.
Похоже, что "Скартел" - совсем не тот гигант, каким его воспринимают участники рынка благодаря кипучей рекламной активности. Эта компания с уставным капиталом 10 тыс. рублей
и мутными владельцами 74,9% долей является стартапом, который собственники, видимо, хотят выгодно продать. Для продажи бирки лучше, чем LTE, сейчас не придумать.
Возвращаясь к рекламным щитам со словом "Начинается" - мой коллега зашел в офис продаж Yota и задал прямой вопрос о том, что это значит. И услышал невнятное бормотание продавца: "Мы ничего не меняем, а просто хотим сказать, что сделанное за три года - это только начало". Ну, может быть и начало - осталось понять, чего именно. Подождем, как советует реклама Yota, "до завтра".
При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.
1999-2010© Copyright ComNews
e-mail: info@comnews.ru
тел. +7 495 933-5483, +7 812 600-2030