В феврале 2002 года исполнилось 105 лет со дня рождения, а в мае этого же года 25 лет со дня смерти Отца немецкого экономического чуда Людвига Эрхарда - создателя послевоенной валютной реформы в западной оккупационной зоне, одного из немногих в мировой истории экономиста, занимавшегося системными преобразованиями экономики и добившегося успеха. С ним связано тесно появление Германской экономики.
В условиях структурного кризиса экономики, наступивших в Германии в начале 90-х годов прошлого века «рецепты патриарха» рыночных реформ вновь оказались востребованными: на Эрхарда и его рецепты в экономических дискуссиях стали ссылаться представители всех политических направлений и партий Германии.
Парадоксально, но факт: в 1947-48 годах против введения рыночного хозяйства в Западной Германии выступали не только социал-демократы и близкие к ним профсоюзы (они ратовали за "социалистическую экономику с плановым руководством"), но и ХДС во главе с будущем канцлером Аденауэром ("Планирование и управление экономикой будет в больших масштабах и длительное время"). [1]
Требовался резкий толчок, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Им стала денежная реформа. Ее разработали американские специалисты в тесном сотрудничестве с группой экспертов-немцев, среди которых особо выделялся Людвиг Эрхард. Ему удалось протащить через экономический совет закон, ликвидирующий экономические монополии отменяющий государственную регламентацию и контроль над ценами, ввести свободную конкуренцию.
Главным достижением Эрхарда можно, следовательно, считать то, что ему удалось, хотя и не сразу, превратить CDU в партию рыночной экономики и, таким образом, предопределить направление развития будущей ФРГ.
Реформы принесли немедленный эффект. В течение короткого времени пустые до тех пор полки магазинов были заполнены, нормальная торговля сменила спекулятивную, заработали производственные предприятия, начался процесс восстановления. Более 10 лет подряд экономический рост Германии был наивысшим в Европе и держался на уровне около 8% в год. Жесткая рыночная политика Эрхарда, однако, сталкивалась с политическим сопротивлением. Это заставило Эрхарда ввести "в оборот" понятие "социальной рыночной экономики", хотя для него самого это понятие было тавтологией - он считал рыночную экономику - "благосостояние для всех", не видя никакого противоречия между свободным рынком и социальной справедливостью. По мнению Эрхарда, социальной (общественной) рыночной экономикой является попросту свободная экономика - благодаря тому, что она является более производительной, чем любая другая, а значит, при постоянном росте "сама из себя" обеспечивает людям все более высокое благосостояние.
Л. Эрхард понимал, что «замена плановой экономики свободным рыночным хозяйством сопряжена с неимоверными трудностями», ибо весьма непросто «при вышедшей из естественного равновесия экономики сразу, без перехода, дать простор свободному рынку».
Он говорил, что «…решающий счастливый поворот был результатом комбинации двух компонентов - валютной реформы и политики рыночной экономики».
Этому стоило бы, поучится и в России. В настоящее время, будучи третьей, по совокупной экономической мощи страной, Германия занимает одно из ведущих мест в мировой экономике. По доле в мировой торговле она на втором месте. Германская экономика по-прежнему привлекает иностранных инвесторов, благодаря прекрасно развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе с большой мотивацией к труду.
Важной предпосылкой для функционирования экономики Германии является свободная конкуренция, которую защищает закон, нацеленный против ее ограничения. Он запрещает сговоры и договоры, наносящие ущерб конкуренции. За соблюдением закона следят Федеральное антимонопольное ведомство в Бонне и антимонопольные ведомства земель. Аналогичная структура имеется и в России, однако ее деятельность пока нельзя назвать эффективной.
В той мере, в какой федеральное правительство поддерживает конкуренцию на внутреннем рынке, оно отвергает и любые формы протекционизма на мировом рынке. В силу своей традиционно сильной ориентации на экспорт, Германия заинтересована в открытых рынках.
Примером удачной программы координации различных форм финансового и бюджетно-налогового регулирования являются действия руководства ФРГ, дополнительных расходов на реорганизацию экономики ГДР, присоединившейся к ФРГ в начале 90-х годов, что потребовало дополнительной эмиссии марок. Денежная эмиссия, сопровождавшаяся повышением налогов, не привела к обесценению национальной валюты и ухудшению платежного баланса.
Примером неудачной попытки использовать финансово-кредитную политику для стабилизации курса национальной валюты стали действия правительства России, в конце 90-х годов пытавшегося стабилизировать валютный курс (в условиях ограничительной бюджетно-налоговой политики) за счет ограничительной финансовой политики при повышении ставок рефинансирования.
26 февраля 2003 г. В ФРГ были приняты основные направления сокращения бюрократии под названием "Содействовать малому и среднему бизнесу, создавать рабочие места, укреплять гражданское общество". Так должны быть ликвидированы ненужные предписания и указания и тем самым высвобожден инновационый и инвестиционный потенциал. Новые законы и предписания составляются с учетом интересов граждан и предприятий. В таком подходе к поддержке малого и среднего бизнеса нуждается и российская экономика. Однако, несогласованность властных структур всех уровней, неэффективность проводимой финансово-кредитной политики, бюрократизм и волокита чиновников обрекают российских предпринимателей на выживание.