Вот на рамблере заметил интересную статейку.
Как избежать придирок гаишников?
С юмором у российских водителей все в порядке. Даже проблему взяток на дорогах многие обернули в шутку. Помните, расхожее: "Инспектор отдает мне честь, и за это я ему и плачу". Мой друг изобрел такой фокус: когда его тормозят, он спокойно говорит: "Я что-то нарушил или вы по денежному вопросу?" Аляповатая фраза работает безотказно. А если серьезно, то разговор с инспектором - это искусство. И ему надо учиться. Особенно сейчас, когда штрафы подпрыгнули до заоблачных высот.
Остановился, вспомни инструкцию
Всегда ли надо останавливаться, если этого требует человек в мундире? Любой вспомнит строку из официального документа, что за "невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке ТС" придется платить штраф от 2000 до 2500 тысяч рублей, а то и лишиться прав на 1,5 - 2 года. (Раньше был штраф 200 - 500 руб.) О чем спорить?! Но вот задуматься, законно или нет требование инспектора, стоит. К сожалению, законность акта покрыта мраком.
Между тем в недрах МВД существует перечень оснований для остановки ТС. А в нем сказано, что, к примеру, проверка документов на право пользования авто производится только на стационарных постах милиции. Исключение - спецмероприятия, как то: "Перехват", "Чистый автомобиль" и т.д. Кроме того, гаишникам строго запрещено останавливать ТС на участках дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах.
Чтобы тормозить машину на улице, инспектор должен иметь одно из следующих оснований: нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами; наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления; нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях; необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются; выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения; необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции.
Кроме того, водитель обязан не только остановиться, но и отдать машину сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством, а также медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение, если их жизнь находится под угрозой.
Говори, что знаешь, знай, что говоришь
Как пользоваться знанием инструкций для инспекторов ГИБДД и других документов, рассказывает опытнейший водитель, таксист Андрей Строганов:
- Как многие водители реагируют на взмах полосатого жезла? Только палка поднялась вверх, как несколько машин замигали подфарниками, чтобы прижаться к обочине. Зачем? Ведь инспектор хочет остановить одну. Или вообще намеревается предупредить о том, что светофор не работает. Если вы не поняли жеста, вспомните инструкцию для патрульных, где записано, что "требование об остановке должно быть понятно всем участникам дорожного движения". Продолжайте движение и не волнуйтесь: гаишник найдет способ остановить нужную ему машину.
- Не нравится мне, и когда водитель после остановки бежит на полусогнутых к милиционеру. Ни в каких правилах не сказано, чтобы я выходил из салона. На Западе его покидают только по просьбе полицейского. И это правильно. Зачем оставлять машину, ее ведь ненароком могут и стукнуть, особенно, если вы не включили "аварийку". А возьмите тех инспекторов, кто караулит машины с радаром за поворотом, прячется за бугром, за поворотом. Я, к примеру, останавливаюсь только для того, чтобы зачитать таким гаишникам пункт из их же документа: "Нельзя останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота"... и так далее. Понимают сразу и не придираются, если даже скорость была превышена, конечно, в пределах разумного.
- Пристегиваться ремнем надо - спору нет. Я однажды забыл и меня тормознул инспектор. Что я сделал? Пока милиционер шел к машине, накинул ремень на левое плечо, будто только что отстегнулся. Понятно, что этим можно пользоваться только в крайнем случае. А скоро и вообще прием не поможет: на улицах уже появляются фото и видеокамеры, по которым определить, пристегнут или нет водитель и пассажиры, не составит труда. Так что лучше ввести правило: сел в машину, пристегнись. Одной придиркой меньше. Ведь это нарушение правил, и гаишник имеет полнейшее право вас остановить.
- А вот по поводу остановки якобы для проверки находится машина в угоне или не находится с инспектором можно поспорить. Ведь этим пунктом он может объяснить любое задержание машины. Если, конечно, вы не знакомы с запретами для гаишников. Дело в том, что у него должна быть так называемая ориентировка на конкретные автомобили, действительно, угнанные недавно. Зная об этом, я всегда спрашиваю: что, дескать, угнана машина моей марки? Обычно милиционер понимает: за рулем сидит не лох, которого можно припугнуть и придраться по любому другому поводу. Мы мирно расходимся...
- Что делать, если инспектор вымогает деньги? Это для меня не вопрос. Во-первых, сразу требуйте составления протокола: за что платить? Если к вашему требованию не прислушиваются - звоните по телефону "горячей линии" ГИБДД. В Москве пейджер 977-01-11. Или по круглосуточному "телефону доверия" 623-78-92. Если этого номера под рукой нет, набирайте 02. Виновные будут наказаны. Но и вы старайтесь не нарушать правила. И еще одно: я ни разу не давал денег гаишнику, даже если нарушал ПДД. В сбербанк платил, а из рук в руки - нет. Для меня это унизительно.
Язык мой - друг мой
Лучший гаишник тот, которого ты не встретил, - примерно так думают многие водители. Да, строги блюстители, строги. Однако и к ним есть свои ключи, если считать, что они тоже люди.
Какую избрать форму объяснений с дорожным инспектором? Как действуют профессионалы? Многие считают, что наименее эффективна оправдательная речь типа: не заметил знак, мне помешал "жигуленок", все здесь проезжают, я очень спешу и так далее. Такие "заклинания" могут растопить сердце гаишника, но очень редко. Нахальство иногда срабатывает, но чаще превращается в бумеранг - милиционер отвечает тем же. А это ни к чему хорошему не приводит. Ведь у нас тот прав, у кого больше прав. Если вы попросите вызвать старшего, чтобы доказать свою правоту, то вряд ли докажете ее. Только время потеряете. Конечно, если рядом с вами есть свидетели того, что вы ничего не нарушали, и они могут это подтвердить, то игра стоит свеч.
Упоминания о ваших связях с высокими чинами в ГИБДД и угрозы "снять с работы" лучше забыть. Если связи действительно есть, то они могут сработать, но только когда речь идет о мелких нарушениях. Даже самые высокие чины почти никогда не берутся улаживать проблемы, связанные с пьянством за рулем. И слава Богу.
Конечно, лучше правила не нарушать и соблюдать все знаки. Но при нашей никудышной организации дорожного движения, при отсутствии разметки, плохой работе светофоров и довольно вольном размещении знаков это не всегда удается даже самым опытным и внимательным водителям. Поэтому вынужденная изобретательность в объяснениях с гаишниками необходима.
Предостережение
Такое тоже бывает, особенно ночью. Автомобилистов останавливают милицейские машины с надписью ППС. Она в темноте очень похожа на ДПС. А разница огромная. ППС - патрульно-постовая служба, то есть милиция. Милиционер может проверить документы, вашу машину, но не имеет права взять с вас штраф, сделать запись о том, что вы нарушили правила дорожного движения, даже заставить вас дуть в "трубку трезвости" ему не разрешено. Все это - компетенция сотрудников ГИБДД. Правда, милиционер может отправить вас на врачебное освидетельствование, если вы пьяны за рулем. Об этом не забывайте.
А как у них?
В американской конституции имеется поправка о необоснованном задержании. Под задержанием понимается не только арест, а любое ограничение в передвижении индивида, в том числе и на автомобиле. Для того чтобы задержание было законным, оно должно иметь достаточное основание. В американской судебной практике до 60-х годов ХХ века считалось, что в случае нарушения данного принципа, лицо впоследствии могло быть освобождено судом от ответственности (даже если и нарушило что-то), поскольку задержание его было незаконным. Однако в дальнейшем термин "достаточное основание" заменили на "обоснованное подозрение". Это дало больше прав и дорожным полицейским. В частности, они могут остановить любого водителя и проверить его на трезвость.
Хлыстун Виктор