В мире стало еще одной подлинной демократией больше. После почти трехнедельных беспорядков в Каире президент Египта Хосни Мубарак сложил с себя полномочия. Барак Обама немедленно назвал произошедшее “волей египетского народа”, хотя на площади Тахрир отставки Мубарака требовали всего около двух миллионов человек. Волю остальных 77 миллионов египтян никто, конечно, не спрашивал.
То же самое мы уже видели 5 лет назад в Киеве. Воля нескольких десятков тысяч человек на годы повергла страну с 50-миллионным населением в политический хаос. Предшественник Обамы тогда тоже называл это победой подлинной демократии. Видимо, подлинная демократия – это когда меньшинство диктует большинству. В отличие от обычной демократии, когда президентом становится человек, набравший большинство голосов, а не наоборот, как это порой случается в самих США.
Итак, что же получил жаждавший свободы египетский народ? А вот что. Власть в стране перешла в руки военных. Военные заявили об отмене конституции и распустили парламент. Предстоявших осенью выборов не будет. Всё. За это торжество подлинной демократии было заплачено несколькими сотнями погибших, разгромленным центром Каира и двумя позолоченными статуями Тутанхамона их национального музея Египта. Три с половиной тысячи лет эти статуи стояли в гробнице фараона, почти сто лет они простояли в музеях, и тут пришла демократия. Так же, кстати, как она пришла в 2003-м году вместе с армией США в Ирак, после чего из древнего Вавилона исчезли практически все древности.
Вот и объясните мне теперь, что действительно хуже: правитель, 30 лет не уступающий власть, коррупция и
подавление инакомыслия – или же гибель людей, разграбление ценностей, составляющих основу национальной идентичности и кардинальное переустройство существующих правил без всякой гарантии их улучшения? Вот если вы не инакомыслящий, которого подавляют, не политик, у которого нет возможности прийти к власти, не революционер с площади – а простой человек, живущий своей жизнью и занимающийся своим делом?
Существует старинная и не очень умная поговорка о том, что если ты не хочешь заниматься политикой, то политика займется тобой. История человечества эту формулу не подтверждает. При любом авторитарном правителе, сидящем в кресле сто лет, можно прожить длинную, интересную и достойную жизнь. А вот что история человечества подтверждает – так это то, что любая революция портит жизнь всем, вне зависимости от того, хотел ты эту революцию или же ты об этой революции даже не знал.
Вот и египтяне скоро почувствуют это на себе. Каждый из семидесяти девяти миллионов почувствует.
Максим Кононенко