Правительство займется ценами на презервативы
Минздрав выступил за налоговые льготы отечественному производителю презервативов, Минэко готово повысить импортные пошлины. Борцы со СПИДом настаивают на прямом государственном вмешательстве
Фото: REUTERS/David Gray
На уровне Минздрава сейчас обсуждают увеличение бюджетных расходов на лечение ВИЧ и СПИДа, а также на работу по профилактике болезни. Как заявил «Известиям» глава Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом Вадим Покровский
... бла, ла, бла и это мы пропустим
Презервативы помогут привстать российской экономике
Первая в списке рекомендаций ВОЗ в свежем бюллетене — использование мужских и женских презервативов, причем вторых в продаже не найти, говорит Покровский. Основная проблема, которая стоит сейчас, — малая доступность презервативов для незащищенных групп населения, в стране нет социального маркетинга презервативов.
— У нас нет политики обеспечения доступа к презервативам малообеспеченных слоев, особенно молодежи, — констатирует глава Центра по борьбе со СПИДом. — Даже бедный студент и учащийся колледжа должен быть в состоянии позволить себе купить презерватив. Надо проводить целевые мероприятия и на государственном уровне, например, организовать налоговые льготы для производителей презервативов или просто регулировать максимальную цену на презервативы — не выше какого-либо уровня.
По данным DSM Group, средняя цена пачки презервативов в российских аптеках в 2013 году составила 146 рублей (учитывались пачки с 3 и 12 штуками), в Discovery Group оценили текущую среднюю цену пачки примерно в 100 рублей, а рынок за 2012-й год в $275 млн. С тем, что государству нужно повлиять на стоимость презервативов, согласны координатор Международной коалиции по готовности к лечению (ITPC) в Восточной Европе и Центральной Азии Григорий Вергус, замглавы по здравоохранению фонда «Фокус-Медиа» Татьяна Евлампиева и другие опрошенные борцы со СПИДом.
Главный специалист российского Минздрава по СПИДу Алексей Мазус в разговоре с «Известиями» заявил, что выступает за введение налоговых льгот для российских производителей презервативов и повышение импортных пошлин. Он назвал существующую ценовую ситуацию на рынке сговором. В целом Мазус считает, что через 3–5 лет на Западе изобретут лекарство и вакцину от СПИДа и что сама профилактика менее важна, чем лечение. Тем не менее он указал, что эффективность защиты от ВИЧ с помощью презерватива и обрезания, согласно исследованиям, равнозначна (около 75%), и заявил, что нужно повышать и неценовую доступность продукта. По мнению представителя Минздрава, установку автоматов для продажи презервативов надо сделать обязательным условием работы ночных клубов.
В пресс-службе Минэкономразвития отметили, что на сегодня импортная пошлина на презервативы составляет 0%, в 2015 году — 5%, однако возможность ее увеличения до 6,7% (уровень предусмотрен соглашением с ВТО) могут рассмотреть хоть сейчас — «если кто-то обратится с заявлением о ее повышении». В Минпромторге, где уже больше года пылится давно ожидаемый Росздравнадзором закон об обращении медицинских изделий, не смогли ответить на запрос.
Директор по развитию Армавирского завода резиновых изделий (АЗРИ) Алексей Иванов сказал «Известиям», что себестоимость пачки с тремя презервативами, как импортных, так и отечественных, не превышает 10 рублей, сюда же входят расходы на рекламу. По словам Иванова, аптеки продают продукцию АЗРИ по цене от 12 рублей за пачку, но компания занимает пару процентов российского рынка. Дело в системе дистрибуции всей продукции медназначения и засилье импорта — аптечные сети заключают с оптовиками пакетные эксклюзивные соглашения, и попасть на прилавки ритейлеров так же трудно, как российским шоколадным батончикам тягаться со сникерсом, вздохнул Иванов. Его компания лет пять назад выходила с вопросом о льготах на региональный уровень, но безрезультатно — теперь компания обратится в правительство. Завод устроило бы снижение НДС на медизделия с 10 до 5% и включение презервативов в перечень отечественных товаров, обязательных к госзакупкам.
— В советское время мы выпускали по два вагона презервативов в неделю, сейчас две машины в неделю, презервативы мы можем делать на четырех линиях, сейчас их выпускает лишь одна, и то при частичной, волнообразной нагрузке. Что касается сезонности спроса, то есть ежегодные весенние вспышки. Натуральный латекс мы импортируем из Юго-Восточной Азии, далее полный цикл. Вообще наших мощностей хватит на всю южную Россию, центральную и Урал. Хватит кормить китайскую экономику, — воодушевился собеседник.
Сам АЗРИ, выпускающий и другие изделия медназначения, пока вполне жив: например, выручка за 2012-й — 281,5 млн рублей, чистая прибыль — 14,4 млн; за девять месяцев 2013-го — 207 млн выручки и 2 млн чистой прибыли. Крупнейшие акционеры — Валентина и Евгений Пономаренко, в сумме владеют более 40% предприятия.
За поддержку отечественного производителя в разговоре с «Известиями» выступили даже импортеры. Директор по маркетингу петербургской компании «Вариант» Дмитрий Демирчиев отметил, что в России есть пара «отверточных» подмосковных производств фирм «Болеар медика» и «Медком-МП» (в привезенные кольца добавляют смазку и упаковывают) — но полным циклом занимаются только в Армавире, и это предприятие следует поддержать на государственном уровне. С другой стороны, следует ограничить аппетиты продуктовых ритейлеров и аптек, считает Демирчиев: по его словам, официальная плата за место на полке составляет около 40% от оптовой цены, затем прибавляется еще собственно розничная наценка. То есть если пачка у кассы стоит 90 рублей, это значит, что рублей 25 стоит только допуск ее в магазин, добавил Демирчиев. По его словам, ритейлеры могли бы продавать импортные презервативы известных марок по цене не дороже 30 рублей за пачку.
Читайте далее:
http://izvestia.ru/news/565300#ixzz2sdLeR7pl