Чтобы помнили

#41
Дальновизор Льва Термена, 1926 год, СССР


Льва Сергеевича Термена называли "русским Теслой", но его жизнь была,пожалуй, даже покруче, нежели у сербского гения.
В отличие от многих, молодой Термен не стал делать выбор между музыкой и физикой — он одновременно учился и в консерватории по классу виолончели, и на физико–математическом факультете университета в Петрограде, где впервые столкнулся с будущим "отцом советской физики" Иоффе. Именно работая в его институте Термен в 1919–20 годах изобрел свой всемирно знаменитый "Терменвокс" — дедушку электронной музыки. Но это было только начало — Термен выдавал одну разработку за другой: автоматические системы, системы сигнализации и, наконец, одну из первых телевизионных систем — «Дальновизор» размером 150х150 сантиметров и разрешением 100 строк. Однако после успешной демонстрации этот проект засекретили для военных нужд...
В 1928 году Термен уехал в США, где, оставаясь советским гражданином, открыл свою компанию "Teletouch", на которую были оформлены патенты на терменвокс и охранные системы. Лицензию на производство первых он продал компании RCA (Radio Corporation of America), а вторые стали основой его бизнеса — эти системы были установлены не только в знаменитых американских тюрьмах Алькатрас и Синг–Синг, но и (по некоторым данным) в самом Форт Нокс. Пикантности всей этой истории придавало то, что под "крышей" терменовской конторы работали советские разведчики. Ну, а в свободное время от службы Лев Сергеевич творил новые музыкальные инструменты — терпситон ( инструмент, позволяющий танцору сочетать пластику тела с музыкой и светом), терминселло (гибрид терменвокса и виолончели) и ритмикон (прибор для создания периодических ударных фрагментов — первая в мире ритм–машина).
Но через 10 лет Родина позвала назад — американские спецслужбы все пристальней начинали присматриваться к человеку, который мало того, что за 10 лет в США не отказался от советского гражданства, так и еще и бросил вызов тогдашним нравам, женившись на чернокожей балерине Лавинии Уильямс.
По возвращению в СССР его арестовали и приговорили к восьми годам, где он попал в т.н. "туполевскую шарагу". Именно в ней Терман разработал подслушивающую систему «Буран», считывающую с помощью отражённого инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения, которая принесла ему Сталинскую премию 1947 года и свободу.
Другое изобретение Термена — эндовибратор «Златоуст» (пассивное подслушивающее устройство) позволяло слушать, что происходило в кабинете американского посла с 1945 по 1952 год. Причем посол принес его туда своими руками — пионеры "Артека" подарили ему деревянное панно с изображением Большой печати США, внутрь которого был замурован "Златоуст".
После освобождения Термен еще 15 лет работал в лабораториях органов, совершенствую свои изобретения, пока в начале 60–х не решил выйти на пенсию (по его словам, лаборатории сверху спустили заказ на оборудование по обнаружению НЛО и ему не захотелось заниматься подобной профанацией) и устроиться в лабораторию Московскую консерваторию, где занялся своим любимым делом — музыкальными инструментами (по данным некоторых источников, он работал над созданием первого советского синтезатора). Но в 1967 году его случайно увидел американский критик Гарольд Шонберг, знавший Термена еще в 30–х годах в США, о чем написал в западной прессе (там считали, что Термен сгинул в лагерях). Разразившийся скандал закончился увольнением Термена из консерватории, а все его разработки уничтожили.
Можно еще добавить, что в 1991 году к нему в гости приезжала Клара Рокмор — его первая ученица игры на терменвоксе в США, чей альбом игры на нем издал сам Роберт Муг. В марте того же года Термен вступил в КПСС, ответив на вопрос "Зачем?", что он обещал это Ленину в 1922 году, когда демонстрировал тому свое изобретение.
Умер Лев Сергеевич 3 ноября 1993 года в возрасте 97 лет. Тому, кто захочет узнать некоторые подробности из первых уст, то может почитать одно из немногих интервью с ученым.