Дисквалификация за... профессионализм
В то время, как все обсуждают допинговый скандал в олимпийском движении и последующие дисквалификации, стоит вспомнить про человека, которого первым лишили чемпионского титула. В 1913 году у величайшего спортсмена ХХ века, национального американского героя Джима Торпа отобрали золотые медали, которые вернули через 30 лет после его смерти.
За выступлением Джима Торпа на шведской Олимпиаде зрители следили с большим напряжением. Джим выступал одновременно в четырёх дисциплинах: не только в двух сложнейших программах легкой атлетики — в пятиборье и десятиборье, но принял участие в соревнованиях по прыжкам в длину и высоту (где занял 4 место). В пятиборье Джим показал лучшие результаты в прыжках в длину, в беге на 200 и 1500 метров и в метании диска. Только в метании копья занял третье место. Золотая медаль и инкрустированная драгоценными камнями серебряная чаша в форме ладьи викингов, — приз Николая II, — стала наградой за пятиборье.
Столь блестящей победе не помешал даже неприятный случай: перед выступлением у Торпа украли ботинок. Найденный в мусорной корзине другой ботинок был велик, поэтому пришлось надеть на левую ногу носок (на фото) и выступать в ботинках разного размера.
Рекорд, установленный Торпом в десятиборье стал поистине феноменальным — 8,413 очков — превосходил предыдущий на 998 очков и продержался более 15 лет (вплоть до Олимпиады в Амстердаме, 1928 год).
Вручая золотые медали (это была последняя Олимпиада, когда медали отливались из чистого золота), король Швеции Густав V произнёс: «Сэр, вы самый великий атлет в мире».
Америка рукоплескала победителю. Джим Торп, выросший в бедной индейской семье, был самым популярным человеком. Президент США Уильям Тафт встретился с ним и поздравил с победой.
Все шло хорошо, пока в январе 1913 года газета Worcester Telegram не опубликовала статью, в которой говорилось, что летом 1909 и 1910 Джим Торп выступал за профессиональную бейсбольную команду, тем самым нарушив любительский статус спортсмена. Пресса с удовольствием раздула этот скандал.
Никого не интересовало, что Джим в основном сидел на скамейке запасных, да и деньги были смехотворные: 2 доллара за игру или 35 долларов в неделю. Многие студенты–спортсмены так подрабатывали в летние каникулы, но, в отличие от простодушного Торпа, выступали под вымышленными именами.
Любительский спортивный союз США, отвечавший за формирование сборной для шведской Олимпиады, больше беспокоился о своей репутации, чем о судьбе спортсмена. Несмотря на покаянное письмо Торпа («Я надеюсь, что буду частично прощён за то, что я был простым индейским школьником и ничего не знал о таких вещах»), союз направил письмо в МОК, с просьбой аннулировать результаты Торпа в Олимпиаде.
По закону на претензии отводится срок в течение 30 дней после Олимпиады (а к тому времени прошло 6 месяцев). Тем не менее МОК дисквалифицировал Торпа, вычеркнул его из списка чемпионов и заставил вернуть все полученные призы. Серебряный призёр — десятиборец Хуго Висланд (которого Торп обошёл более чем на 700 очков) отказался от предложенной золотой медали, заявив, что победа по заслугам принадлежит Торпу.
Несправедливое решение навсегда сломало жизнь Джиму. Некоторое время он еще занимался спортом, но затем начал пить и, наконец, бросил спорт. Когда в 1932 году в Лос–Анджелесе проходила Олимпиада, у него не было даже 2 долларов, чтобы заплатить за вход. Кто–то из членов Олимпийского комитета узнал его и проводил с собой в президентскую ложу. Когда объявили, что на трибунах присутствует Джим Торп весь
105–тысячный стадион встал, чтобы приветствовать героя.
В 1953 году Джим Торп умер. Последние слова, произнесённые им перед смертью были: «Отдайте мои медали!»
Несмотря на многочисленные ходатайства сторонников Торпа, олимпийский комитет отказывался восстанавливать чемпионский титул. Почти 20 лет (1952 –1972) председателем Международного Олимпийского комитета был Эйвери Брендедж, яростно отстаивающий принципы любительского спорта Олимпийских игр. Он отказывал игрокам NHL выступать на олимпийских площадках, клеймил СССР за то, что так называемые «спортсмены–любители» получали поддержку от государства.
Мало кто вспоминал, что на шведской Олимпиаде 1912 года Брендедж тоже выступал в десятиборье и пятиборье, правда в отличие от Торпа не вошёл в число призеров, заняв шестое место в десятиборье и одно из последних мест в пятиборье. Многие считали, что Брендедж так и не простил сопернику ту победу.
После ухода Брендеджа с поста председателя МОК, в 1973 году Любительский спортивный союз США реабилитировал Джима Торпа. Прошло ещё 10 лет, прежде чем МОК отменил решение о дисквалификации, вновь изготовив две золотые медали с надписью «Игры V Олимпиады. Стокгольм, 1912 год» и вручив их детям олимпийского чемпиона. Спустя 70 (!) лет после стокгольмской Олимпиады справедливость все же восторжествовала.
Джим Торп, названный при рождении Ва–Тхо–Хук, что означает «Путь, освещенный большой вспышкой молнии», говорил о своём имени: «Много раз яркий путь мерцал для меня, но как же часто было темно и страшно горько».