scopus, елки-палки! Летать нужно, потому что ВВС в наше время - это основной ударный вид войск. А авиация дальнего действия - это составляющая ядерного щита России (вкупе с РВСН), как бы пафосно это не звучало. Но на полеты с ядерным оружием на борту мало кто из летчиков в России сегодня имеет допуск. Поэтому фактически на приказ президента отреагировать некому, т.к. можно этому малому числу летчиков, допущенных к производству данного вида полетов, осуществлять боевое дежурство неделю, две, может, месяц. А потом? А потом от истощения эти пилоты падать начнуть, так как если в советское время экипаж, совершивший боевое дежурство на дальнем бомбардировщике, несущем ядерное оружие (а это нахождение в воздухе 30-36 часов), получал отведенное ему время на восстановление, на отдых, на очередную предполетную подготовку. А уж потом - снова в воздух, на боевое патрулирование. А пока данный экипаж отдыхал, в воздухе находились другие экипажи.
Сегодня экипаж, совершивший такого типа полет, сменить будет просто некому. Почему? Предположим, допуск на производство боевого патрулирования с ядерным оружием в полку имеют командир полка, его зам., и три командира эскадрилий (это еще в лучшем случае, т.к. сейчас на должностях комэсок нередко оказываются пилоты с "притянутым за уши" первым классом, налетом и т.д. И это не вина пилотов, а вина нынешнего режима, который вместо керосина для военных самолетов предпочитает тратиться на олимпиаду в Сочи). Получен приказ Верховного Главнокомандующего возобновить боевое дежурство с завтрашнего числа. С ядерном оружием, разумеется. Без него полеты дальних бомбардировщиков на боевое дежурство - все равно, что распугивание *цензура*ганов залихватским свистом. Итак, начинаются полеты. Предположим, что не только летчики имеют допуск к полетам, но и члены их экипажей (штурмана, вторые пилоты "праваки", бортинженеры), наземный персонал еще не до конца спился от безделья, что все готовы к исполнению приказа. В полет уходит бомбардировщик командира полка. Предположим, что летать они будут по одному, "гуськом" - "сегодня ты, а завтра я" (хотя в советское время в воздухе на боевом дежурстве могло находится до 8 - 10 самолетов одного полка). Итак, самолет командира полка в воздухе. Идут по маршруту. Отработали топливо - необходима дозаправка в воздухе. В назначенной точке встречают воздушный танкер (кстати, экипажу которого тоже необходимо получить допуск на производство данного вида полетов). Дозаправились (а это очень сложный элемент пилотирования, на применение которого необходимо провести уйму тренировок, сдать зачеты и т.д.). Продолжают полет. Над Атлантикой, ближе к берегам США, встречают американские истребители, в которых тоже не обезьяны гвинейские сидят, а матерые пилотяги. Те начинают "отрабатывать" по российскому бомбардировщику, имитируют атаки, включают облучение головками наведения ракет, короче, действуют нашим парням на нервы. Причем конкретно. Не выдержишь, "поведешься" на работу американцев - третья мировая обеспечена.
Но все уже позади, 30 часов полета, постоянное нервное напряжение (еще бы, в двадцати метрах за тобой, в бомболюках и под крыльями висят такие игрушечки, которые пол-Нью-Йорка могут обратить в радиоактивную пустыню). Самолет на родном аэродроме, написаны отчеты, проведен разбор полета, и т.д. и т.п. Парни расходятся по домам (в это же время в воздух уходит самолет заместителя командира полка, которого через 30 часов сменит самолет комэска-1, потом - комэска-2, потом - комэска-3). А через четыре дня экипажу командира полка опять в воздух, в тот же полет, в ту же нервотрепку. А за эти четыре дня надо и повседневные обязанности выполнять, и предполетную подготовку провести, и в наряды кому-то ходить надо, да и отдохнуть не мешало бы. При таком темпе работы через месяц летчики начнут с ног валиться от нервного и физического перенапряжения. Так то.
Летать надо. Это обязательно. Но для начала надо восстановить нормальную подготовку в летных училищах (в советское время немыслимым делом было, чтобы летчика выпускали из училища на учебном самолете. А сейчас это как здрасте - большая часть курсантов единственного в России Краснодарского военного авиационного института (КВАИ) выпускается на учебном самолете Л-39). Необходимо восстановить нормальную летную работу в боевых полках (сегодня молодых летчиков из боевых полков отправляют "подлетывать" необходимые 20 часов в год в учебные полки, в основном, в полки КВАИ. А боевые машины им только издалека на аэродроме показывают). Необходимо поднять престиж профессии военного летчика в обществе (вообще, профессия защитника Родины - это самая престижная профессия, престижней и быть не может) Необходимо дать летчикам летать, причем не так, как предлагается - сразу в боевые "ядерные" патрулирования, а начать с простого, чтобы в полку не только управление полка летало, но и рядовые летчики. Потому как, если сейчас пилотов сразу на производство сложных видов полетов "определить" - представляете, какая аварийность начнется? Ведь самолетом управлять - это не в машине баранку крутить. И машину в случае чего можно остановить, выйти из нее. А самолет в воздухе не остановишь, и из него не выйдешь. Летчик в воздухе один на один со смертью, как бы это банально не звучало (не даром у летчиков год за два идет).
Так что,scopus, летать надо. Но к этому надо основательно готовиться, а не принимать скоропалительные решения.