Проголосовала "А что можно по-другому?" и пусть в этом ответе слышится сарказм, я на самом деле не рассматривала другие варианты и никогда не задавалась вопросом "А мне вообще это надо?", хотя далеко не всегда меня устраивало то, как нам преподавали ту или иную дисциплину. Я в высшем образовании в общей сложности 7 лет по разные стороны баррикад: 5 естественно в качестве студента, 2 года в качестве начинающего преподавателя... И (изрядно задумавшись) отвечая на заглавный вопрос темы, скажу, если в опроснике выбирают "чтобы в армию не забрали" или "диплом получить", то нет, не надо! Я понимаю, что для ВУЗов это обернется нехваткой студентов, закрытием некоторых кафедр, сокращением преподавателей... Но два человека, которые не желают учиться, не скрывают этого и находят способы пробивать сессии, вносят в группу из 22 человек такой разброд и шатание, что преподавателю, даже хорошему, опытному, увлеченному своей работой, приходится заниматься черт знает чем, вместо того, чтобы давать знания (как это не банально звучит).
В рамках аспирантуры нам сейчас читают курс психологии и педагогики. Так вот, согласно современным представлениям студенты до 3 курса - еще подростки. И приходя к ним на пары, я все больше убеждаюсь, что так оно и есть! Причем, умные, способные ребята оказываются такими внушаемыми... с таким упоением подхватывают хамоватые замашки, пофигизм и все такое прочее. Студенты разные, группы разные... и в рамках одного и того же курса можно и нужно подбирать задания таким образом, чтобы заинтересовать каждого из них... Заинтересовать!.. Дается тебе программирование - пиши программы в рамках курса и согласно заданию, получается моделирование - делай модель, руки растут из нужного места - делай прибор, или стенд, к примеру (и все это будет в рамках курсового проекта, а по дисциплине, например "Медицинские приборы, аппараты и системы"
... Студенты же понимают слов "заинтересовать" как-то иначе! Преподаватель их, оказывается, не учить, а развлекать должен! Приходить, три пары распинаться, а потом просто проставить оценки. Учиться в институте легко только тем, кто учится и учит, а не приходит на пары пообщаться с соседом. А учить... ну сами знаете... И еще, курсы бывают разные - некоторые практические и там, как правило, бывает интересно, а некоторые - голая теория, предваряющая эту самую практику. Там конечно веселого маловато, но если студенты такой курс не усвоят, то в следующем семестре препод с ними буде говорить на разном языке... Вот и получается, что студенты воют "да зачем нам это надо", а преподаватель, сталкиваясь с наплевательским отношением к учебе тоже уже не горит желанием подбирать индивидуальный подход к тем, кто просто не хочет учиться, а хочет диплом и чтоб в армию не забрали!..
Это взгляд со стороны преподавателя, конечно. Студентам тоже есть за что преподов не любить, не уважать и не воспринимать в серьез. Непрофессионалов среди преподов много. Даже на кафедре, где я работаю, их больше, чем тех, кто любит и умеет делать свою работу. Я очень надеюсь, что никогда им не уподоблюсь. Очень жаль, что профессионалов часто из универов выживают...
Извините за сумбурность и непоследовательность... наболело...