статья в тему:
Александр Лившиц
Президент сильно обеспокоен. Скачком цен на услуги ЖКХ. Понять можно. Отвечает за все. И за всех. Ведь для пенсионера Петрова происходящее - настоящая катастрофа. Экономит на всем. Но не может отказаться от включения света и походов в туалет. А коммунальные платежи ныне поглощают почти весь доход. Так и есть, уважаемый читатель. Специально проверял. Сами жировки. Вручную. Выявил города, где сумма счета уже достигла 90% средней пенсии. В развитых странах, замечу, этот показатель не превышает 20%... Откажешься платить - попадешь под топор судебных приставов. Могут отключить водопровод. Канализацию. Не во всем доме. Только должнику. Вынести телевизор. Вместе c "Кармелитой" или "Ефросиньей". А то и самого старика. По суду. С переселением в какую-нибудь общагу. Коммунисты называют происходящее "ЖКХ-холокостом". Хлестко. И, к сожалению, близко к истине.
Что происходит? Сказать трудно. Коммунальщики, местные власти, газовики, энергетики вцепились друг в друга мертвой хваткой. И совместными усилиями тянут тарифы вверх. В одном регионе за последние несколько месяцев они взлетели на 50%. В другом - на 70%. В третьем - на 100%. Если такое будет продолжаться, скоро выведем их на европейский уровень. С нашими-то доходами...
Мучители объясняют так: трубы надо менять. Вконец прохудились. Вот деньги и собираем. Для чего сначала приходится обирать. Собственных граждан... Трогательная логика. Уже полузабытая. Советская. А ведь времена-то совсем другие. Не хватает финансов? Берите взаймы. Снижайте затраты. Привлекайте инвесторов. А тут навалились на несчастного пенсионера. Дескать, плати больше, дед. Иначе не дадим яичницу поджарить и седую голову помыть. По сути, шантажируют. Пользуясь своей монополией. И успешно. В прошлом, кризисном году компании ЖКХ нарастили прибыль на 60%. За наш, разумеется, счет.
Непонятна пассивность властей. В любой стране мира цены на услуги естественных монополий находятся под административным контролем. Причем строжайшим. За нарушение не просто накажут. Разорят. Автоматически. По закону. Без всякого участия президента. А у нас его втягивают в решение проблем отопления, водоснабжения и т.п. Ему что, больше заняться нечем? Стыдоба. Не царское это дело. Есть же сотни придворных. Вот пусть и пашут. Защищая Петрова и ему подобных.
В 90-е годы было проще. Внезапно услуги дорожали. Тот, кто это делал, использовал Петрова как постоянную тревожную кнопку. Время от времени нажимал. Пенсионер возмущался. На помощь тут же спешили чиновники. С мешками денег. Те мгновенно исчезали в глубинах ЖКХ. Ситуация успокаивалась. О ней забывали. А потом все повторялось снова. Выемка финансов длилась годами. Без всякой пользы для коммунального хозяйства. Зато с выгодой для тех, кто построил этот механизм. То есть расхищали, но хотя бы жилье не забирали. Теперь, похоже, может произойти и то, и другое.
О Петрове. Всю жизнь проработал на местном предприятии. Вкладов в банках не имеет. Равно как и акций. Облигаций. Недвижимости. Единственный актив - квартира в пятиэтажке. Когда-то выделенная родным заводом за успехи в труде. Понимает происходящее так: если заставляют платить на 10% больше - хотят обокрасть. Если на 100% - хотят жилье отобрать. Добровольно не отдаст. Не потому, что скупердяй. А потому, что больше ничего у него нет. Коммунальщиков же, если не отстанут, когда-нибудь пошлет куда подальше. И вовсе платить не будет. Запросто можем дождаться. И что тогда?
Вывод: ситуация очень тревожная. Всерьез угрожает национальной безопасности. На мой взгляд, по значимости и остроте сопоставима с той, что сложилась на Северном Кавказе. Надо решать. Для начала пусть откроют отчетность. Разумеется, прошедшую аудит. Объяснят чудовищную дороговизну. Потом можно будет приступить к ломке воровских механизмов. С показательными посадками виновных. Рублей в карманах, разумеется, больше не станет. Но хоть чем-то народ порадуем. Может быть, какую-то часть неподъемного платежа компенсировать бюджетом. По безналу. Через банк. В руки деньги не давать. Отдадут потомкам. Проедят. Пропьют. Установить предельную планку повышения тарифов. Выявить в ЖКХ самых жадных и перевоспитать их антимонопольной дубиной. Причем публично. Или еще что-то придумать. Короче, разобраться наконец с этим сектором. Проведя необходимые реформы. Почти двадцать лет имеем здесь проблемы. Сколько можно?
Надо понимать, что старики вообще люди отчаянные. Бесстрашные. Терять им нечего. С такими лучше не связываться. Или хотя бы не злить. Помня еще о том, что дед - семейный авторитет. Для детей и внуков. Если, не дай Бог, присоединятся к акциям протеста... Продолжать не хочется.