Госдума приняла в третьем чтении законопроект, изменяющий статус и порядок финансирования государственных учреждений. Предполагается, что все они поделятся на три категории — казенные, бюджетные и автономные.
Деятельность тех из них, которые попали в категорию "казенных", будет полностью финансироваться из бюджета. "Новые бюджетники" и "автономщики" получат субсидии в рамках выполнения государственного задания плюс большую свободу в распоряжении самостоятельно заработанными деньгами. К чему это приведет?
По мнению сторонников законопроекта, он позволит привлечь дополнительные средства на модернизацию оборудования и повышение зарплаты сотрудников в такие сферы, как образование или здравоохранение. Кроме того, это якобы даст руководителям возможность решать оперативные проблемы, не выходя за рамки закона. Ведь сегодня государственные учреждения имеют право закупать все товары и услуги только по тендеру. А это значит, что "законная" замена сломавшегося замка или ремонт вышедшего из строя холодильника рискуют затянуться на многие недели.
Противники законопроекта соглашаются, что государственным учреждениям необходима большая финансовая независимость. Но для того, чтобы разрешить школам и больницам заводить расчетные счета (которые были у них даже в советские времена), не нужны столь масштабные преобразования. Кстати, возможность получить большую финансовую самостоятельность у руководителей и коллективов государственных учреждений была и прежде – закон, позволяющий перейти им на автономию, действует уже несколько лет. Но, допустим, в Петербурге ни одна школа, или больница, или детский сад не рискнули пуститься в свободное плавание. Видимо, неслучайно. Теперь им придется это сделать.
— Фактически все учреждения социальной сферы выталкивают на рынок, и это приведет к тому, что количество платных услуг в школах, детских садах, поликлиниках, больницах существенно возрастет, — говорит зам. председателя комитета Государственной думы по образованию Олег Смолин.
Премьер-министр Владимир Путин заявляет: речь должна идти о том, чтобы всем было понятно, что может быть платной услугой, а что нет. Сторонники законопроекта отмечают, что оказывать услуги за плату учреждения смогут только сверх установленного государственного задания.
Однако ни объемы государственных заданий, ни порядок их распределения, ни нормативы финансирования пока неизвестны – все это должно быть прописано в подзаконных актах. То есть бюджетные учреждения не знают, сколько денег им дадут при "выходе на свободу" и сколько предстоит заработать самостоятельно, чтобы удержаться на плаву. А рядовые граждане не знают, за что им придется платить.
На отсутствие научно обоснованных нормативов финансирования обращают внимание и эксперты Общественной палаты. Разработать их предстоит чиновникам. Какие именно услуги школ придется оплачивать родителям — математику, английский язык или, к примеру, только пение и рисование? А за что придется раскошеливаться в поликлинике — за рентген, за косультации у специалистов или за все, вплоть до услуг "скорой помощи"?
И если сам законопроект еще проходил какую-то экспертизу и обсуждение, то решения чиновников наверняка будут приняты кулуарно. Надо ли говорить с какими последствиями?
Что ждет образовательные учреждения, больницы и поликлиники, которые не выдержат испытания рынком, доподлинно неизвестно.
- Не исключено, что часть из них будет доведена до банкротства, и их имущество – здания, участки земли — перейдет к новым владельцам. Ведь государство снимает с себя ответственность за результаты их хозяйственной деятельности, — предупреждает депутат Государственной думы Оксана Дмитриева.
Правда, председатель комитета Государственной думы по налогам и бюджету Андрей Макаров напоминает, что банкротство бюджетных учреждений невозможно, а закладывать свою недвижимость они смогут только с согласия учредителя. Но где гарантия, что чиновники согласия не дадут? С другой стороны, можно обойтись и без залогов. Кредиторы имеют право заблокировать счета увязшей в долгах школы или поликлиники и вывезти все движимое имущество – таким образом, деятельность учреждения все равно будет парализована. И вряд ли кто-либо будет его спасать…
Новый законопроект может иметь не меньшие последствия, чем монетизация льгот – возможно, именно поэтому его решили вводить в действие не с 2011 года, как планировалось изначально, а с лета 2012-го. То есть уже после парламентских и президентских выборов.
По словам депутата Макарова, закон "не обрушится на людей вот так, сверху вниз" — переходный период даст всем возможность подготовиться к новым условиям работы. Но пока люди будут морально готовиться, чиновники определят для них правила игры. И эти правила игры вряд ли понравятся тем, для кого образование и медицина раньше были по преимуществу бесплатными.
И еще одна деталь. Вполне возможно, что новые правила игры — чтобы не напугать избирателей — будут обнародованы только тогда, когда выборы останутся позади.
Автор статьи - Виктория Работнова
Мое мнение:
Пока нет определенных расценок и вообще нормативов обязательных государственных часов, но по предположением один год на ребенка в рамках "стандартного" на настоящий момент образования будет стоить порядка 6к в год. Плюс те деньги, которые мы и сейчас тратим на подготовку ребенка к школе - у меня выходит около 2-3к.
Еще большее беспокоит изменения в сфере здравоохранения. Есть знакомые, работающие в бухгалтерии этой сферы, рассказывающие, какие сейчас проблемы с больными, а вернее оплатой этих больных страховыми компаниями. Уже сейчас больницы столкнулись с тем, что лечить больных нельзя, нужно оказывать обязательный минимум услуг. Если мы стремимся к американской системе здравоохранения - в инете очень много публикаций наших соотечественников, которые с ней столкнулись. Я такого не хотел бы.
Вообще считаю страховую систему порочной в самой своей сути - ей не выгодно платить, вот и все. И любая страховая компания создает условия, по которой она платит минимум с страховом случае, не больше. В обычной жизни такое не сильно заметно, пока не попадешь в ДТП. И тут понимаешь, что обязательное страхование нужно для того, чтобы ты платил деньги, а не был защищен в какой-нибудь критической ситуации.
Деятельность тех из них, которые попали в категорию "казенных", будет полностью финансироваться из бюджета. "Новые бюджетники" и "автономщики" получат субсидии в рамках выполнения государственного задания плюс большую свободу в распоряжении самостоятельно заработанными деньгами. К чему это приведет?
По мнению сторонников законопроекта, он позволит привлечь дополнительные средства на модернизацию оборудования и повышение зарплаты сотрудников в такие сферы, как образование или здравоохранение. Кроме того, это якобы даст руководителям возможность решать оперативные проблемы, не выходя за рамки закона. Ведь сегодня государственные учреждения имеют право закупать все товары и услуги только по тендеру. А это значит, что "законная" замена сломавшегося замка или ремонт вышедшего из строя холодильника рискуют затянуться на многие недели.
Противники законопроекта соглашаются, что государственным учреждениям необходима большая финансовая независимость. Но для того, чтобы разрешить школам и больницам заводить расчетные счета (которые были у них даже в советские времена), не нужны столь масштабные преобразования. Кстати, возможность получить большую финансовую самостоятельность у руководителей и коллективов государственных учреждений была и прежде – закон, позволяющий перейти им на автономию, действует уже несколько лет. Но, допустим, в Петербурге ни одна школа, или больница, или детский сад не рискнули пуститься в свободное плавание. Видимо, неслучайно. Теперь им придется это сделать.
— Фактически все учреждения социальной сферы выталкивают на рынок, и это приведет к тому, что количество платных услуг в школах, детских садах, поликлиниках, больницах существенно возрастет, — говорит зам. председателя комитета Государственной думы по образованию Олег Смолин.
Премьер-министр Владимир Путин заявляет: речь должна идти о том, чтобы всем было понятно, что может быть платной услугой, а что нет. Сторонники законопроекта отмечают, что оказывать услуги за плату учреждения смогут только сверх установленного государственного задания.
Однако ни объемы государственных заданий, ни порядок их распределения, ни нормативы финансирования пока неизвестны – все это должно быть прописано в подзаконных актах. То есть бюджетные учреждения не знают, сколько денег им дадут при "выходе на свободу" и сколько предстоит заработать самостоятельно, чтобы удержаться на плаву. А рядовые граждане не знают, за что им придется платить.
На отсутствие научно обоснованных нормативов финансирования обращают внимание и эксперты Общественной палаты. Разработать их предстоит чиновникам. Какие именно услуги школ придется оплачивать родителям — математику, английский язык или, к примеру, только пение и рисование? А за что придется раскошеливаться в поликлинике — за рентген, за косультации у специалистов или за все, вплоть до услуг "скорой помощи"?
И если сам законопроект еще проходил какую-то экспертизу и обсуждение, то решения чиновников наверняка будут приняты кулуарно. Надо ли говорить с какими последствиями?
Что ждет образовательные учреждения, больницы и поликлиники, которые не выдержат испытания рынком, доподлинно неизвестно.
- Не исключено, что часть из них будет доведена до банкротства, и их имущество – здания, участки земли — перейдет к новым владельцам. Ведь государство снимает с себя ответственность за результаты их хозяйственной деятельности, — предупреждает депутат Государственной думы Оксана Дмитриева.
Правда, председатель комитета Государственной думы по налогам и бюджету Андрей Макаров напоминает, что банкротство бюджетных учреждений невозможно, а закладывать свою недвижимость они смогут только с согласия учредителя. Но где гарантия, что чиновники согласия не дадут? С другой стороны, можно обойтись и без залогов. Кредиторы имеют право заблокировать счета увязшей в долгах школы или поликлиники и вывезти все движимое имущество – таким образом, деятельность учреждения все равно будет парализована. И вряд ли кто-либо будет его спасать…
Новый законопроект может иметь не меньшие последствия, чем монетизация льгот – возможно, именно поэтому его решили вводить в действие не с 2011 года, как планировалось изначально, а с лета 2012-го. То есть уже после парламентских и президентских выборов.
По словам депутата Макарова, закон "не обрушится на людей вот так, сверху вниз" — переходный период даст всем возможность подготовиться к новым условиям работы. Но пока люди будут морально готовиться, чиновники определят для них правила игры. И эти правила игры вряд ли понравятся тем, для кого образование и медицина раньше были по преимуществу бесплатными.
И еще одна деталь. Вполне возможно, что новые правила игры — чтобы не напугать избирателей — будут обнародованы только тогда, когда выборы останутся позади.
Автор статьи - Виктория Работнова
Мое мнение:
Пока нет определенных расценок и вообще нормативов обязательных государственных часов, но по предположением один год на ребенка в рамках "стандартного" на настоящий момент образования будет стоить порядка 6к в год. Плюс те деньги, которые мы и сейчас тратим на подготовку ребенка к школе - у меня выходит около 2-3к.
Еще большее беспокоит изменения в сфере здравоохранения. Есть знакомые, работающие в бухгалтерии этой сферы, рассказывающие, какие сейчас проблемы с больными, а вернее оплатой этих больных страховыми компаниями. Уже сейчас больницы столкнулись с тем, что лечить больных нельзя, нужно оказывать обязательный минимум услуг. Если мы стремимся к американской системе здравоохранения - в инете очень много публикаций наших соотечественников, которые с ней столкнулись. Я такого не хотел бы.
Вообще считаю страховую систему порочной в самой своей сути - ей не выгодно платить, вот и все. И любая страховая компания создает условия, по которой она платит минимум с страховом случае, не больше. В обычной жизни такое не сильно заметно, пока не попадешь в ДТП. И тут понимаешь, что обязательное страхование нужно для того, чтобы ты платил деньги, а не был защищен в какой-нибудь критической ситуации.