25 сентября журнал "Коммерсантъ ВЛАСТЬ" предложил вниманию читателей тест "Проверьте себя на русскость". Мы подводим некоторые итоги акции, метко названной в народе "хитом сезона" и "очередной жидовской провокацией".
Эксперимент удался. И в первую очередь его оценила сетевая аудитория. Тест появился на нашем сайте 25 сентября, в понедельник, и взорвал русский интернет. Сотни форумов и блогов принялись давать ссылки на электронную версию "однозначного хита сезона", пользователи начали отчитываться в том, какой уровень гражданства им присвоила равнодушная машина и в зависимости от этого хвалить или бранить редакцию "Власти". Во второй половине дня сразу несколько сетевых дневников меланхолично констатировали: "Офисы Москвы и Петербурга весь день не работают -- все выясняют, какой они национальности". Первую неделю сайт "Власти" ежедневно регистрировал около 50 тыс. посетителей, пытавшихся оценить собственную русскость, а коллеги с радиостанций воспользовались вопросником "Власти", чтобы устроить игру со слушателями в прямом эфире.
Удивительно, что наплыв соискателей виртуального гражданства не слишком ослаб и на прошлой неделе. Впрочем, к тому времени бурное обсуждение теста уже утихло, определились основные характеристики, которыми было удостоено наше детище. И мы решили -- со своей стороны, как и положено,-- оценить итоги эксперимента и сделать некоторые выводы.
Скромно оставив в стороне комплименты, рассмотрим претензии. Их, по большому счету, было три: а) тест глючит, б) выводы оскорбительны, в) вопросы не на русскость, а на совковость. С неудовольствием по первому поводу отчасти можно согласиться. Компьютерная проверка ответов, написанных для "бумажного" журнала, была в самом деле категоричной и не прощала ни опечатки, ни латиницу, ни намеренное искажение орфографии, которое любят многие пользователи интернета. С другой стороны, нельзя быть уверенным, что Федеральная миграционная служба, в помощь которой, напомним, и составлялся данный тест, будет более лояльна к сотням людей, которые дополнили цитату "Сяду на пенек, съем..." словами "пирожек", "пиражок", "пиражек", "перожок", "пиродок", "pirozhok" или "порожок". Впрочем, вариант "шаурму", данный некоторыми соискателями, вряд ли понравится чиновникам больше.
Прочие жалобы лучше проверять цифрами и фактами. Приступим.
Вниманию читателей было предложено 202 вопроса, разбитых на пять уровней сложности. При этом любой желающий, срезавшись на очередном уровне, мог начать прохождение теста заново. Кроме того, по интернету в первый же день пошли гулять описания методик, позволяющие перескакивать через уровень-другой самым безнадежным соискателям.
Изучение самых сложных и самых простых для аудитории вопросов изумляет. Три из пяти самых легких заданий (87-92% правильных ответов) -- фразы на иностранных языках. Два прочих -- слоган из вполне советского мультика и название сказки, популяризованной одноименными конфетами. Из этого можно сделать разнообразные выводы, самый лестный из которых не только объясняет оправданность итоговых характеристик, но и подтверждает вписанность нашего человека в европейский контекст. Куда он еще вписан, позволяет определить вторая пятерка простых вопросов, состоящая из пары поговорок, цитат из двух советских романов и афоризма Льва Троцкого.
Всего "чисто русскими" (относящимися к фольклору и дореволюционной литературе, а также истории) были 46 вопросов. Они оказались для аудитории не проще и не сложнее "советских" загадок: только с половиной таких вопросов справились более 50% тестируемых. Что является лучшим ответом на упреки по поводу совковости и никак не связанной с нею русскости.
Зато минимальное число правильных ответов (4,8%) было связано с классической русской сказкой, всячески обыгрывавшейся классиками золотого века русской литературы. Еще в десятку худших ответов вошла повесть Достоевского Федора Михайловича "Дядюшкин сон". Вплотную к той же группе придвинулся Пушкин Александр Сергеевич со стихотворением из школьной программы "Анчар". "Послушливые стрелы" вспомнили 13% опрошенных. Остальные решили исходить из контекста (и написали "отравленные" -- раз ядом напитал, какие же еще?), стихотворного размера ("стремительные", "заточенные", "убийственные") или собственных представлений о примитивной баллистике ("каленые", "луковые", "амурные").
Вообще, изучение вариантов ответов внушает оптимизм по поводу способностей наших соотечественников преодолевать любые трудности -- измором и методом научного тыка. Должны признаться, что после долгих размышлений мы не включили в итоговый вариант теста фразы из анекдотов про меч Волобуева и поиск прачечной в Министерстве культуры. Но сотни соискателей в это не поверили -- и упорно отвечали сакральным трехбуквенным сочетанием на каждый вопрос теста.
Вызывают уважение и попытки добиться успеха при ответе на вопрос "чей/чья?" тем же самым "чей/чья" ("чей кафтан", "чья каша") или уверенным "мой/моя" ("мой кафтан", "моя каша"). А также намерение обмануть глупый компьютер, интересующийся, кто король воздуха от Москвы до Гималаев, ответом "...ев". Ведь главное, чтобы рифма была.
В целом на остроумие отвечавших жаловаться грех. Многие ответы достойны занесения в хрестоматии. Например, "Свободу Леонарду да Винчи" или "Какая вкусная эта ваша заливная рыба". А то и "Лысый как новый русский" (а также "Котовский", "Ленин", "пенек", "кулак").
А самые неожиданные варианты ответа были получены на вопрос "Хенде ..." (имелось в виду немецкое "Хенде хох"). Благодаря фильмам и дворовым играм ее не забыли 80% опрошенных. Но многие откликнулись перечислением моделей автоконцернов Hyundai и Honda ("акцент", "гетц", "соната", "элантра", "цивик" и "аккорд"), а также трогательным "мэйд", подсмотренным на этикетках рукодельных вещей.
Словом, мы не готовы вслед за некоторыми протестированными утверждать: "Я тебя ненавижу, я тебя и убью". Эксперимент, как было сказано, удался. Сотни тысяч добровольцев убедились, что тест работает и как забавная игрушка, и как система "свой-чужой", свирепо отсеивающая тех, кому чуждо наше все. Он подтвердил: не правы те, кто считает массовую культуру прилипающей к сознанию автоматически, как родная речь. Интернет-опрос позволил обнаружить огромную армию молодых людей, которые счастливо миновали реалии культурной среды, характерной для российской цивилизации конца II -- начала III тысячелетия. Эти люди формировались в принципиально иной среде, параметры которой требуют дополнительного исследования.
Которым "Власть" собирается заняться в ближайшее время.
Ъ-Власть