Меня нет.
К тому же я оцениваю подобное развитие событий как крайне маловероятное.
Люди хотят жить хорошо.
Каким специалистам придется хуже всего в этот кризис: рассказывают HR-эксперты
Основатель компании PRUFFI хедхантер Алена Владимирская написала на своей странице в Facebook ,что сокращения в кризис напоминают волны при наводнении. Они вычисляемы, и можно заранее предугадать, какой силы и когда они случатся. По ее мнению, в этот раз волны будут большой силы.
"Первая волна уже началась, но в полную силу вступит в январе и продлится до апреля. Вторая волна начнется в феврале и продлится до апреля. Логика волны следующая - собственники, осознав, что бизнес будет жить в ближайшее время в новых условиях, будет резать все неключевое для бизнеса, чтобы бизнес сам выжил. Третья волна - волна дна. Она случится сразу после того, как в экономике обнаружится это самое дно (в принципе, она может быть совмещена со второй, если кризис будет быстрым и дно нащупается с февраля по апрель). Тут два типа сокращений - резать все оставшееся неключевое, что еще не дорезано. Сокращать всех ключевых, чьи компетенции не устраивают в кризис, будет много замен топовых сотрудников. Вот после того, как дно будет найдено, волны сокращений прекратятся. И начнется сначала осторожный (на замену), а потом массовый подбор и открытие новых позиций", - продолжает Алена Владимирская.
Опрошенные
RB.ru эксперты сошлись во мнении, что пострадают следующие категории специалистов:
- журналисты,
- банкиры,
- рекламщики,
- сотрудники сырьевых компаний,
- девелоперы,
- консалтеры,
- сотрудники всего глянцевого и люксового сегмента (включая продажников - автомобили, дорогая техника, мебель, топовая косметика, дорогие продукты и пр.),
- сотрудники баров и ресторанов;
- все неключевые сотрудники в каждой конкретной компании;
- дорогие PR-щики и эвентологи;
- сотрудники госкомпаний (15-20%).
- финансовые директора;
- директора по продажам;
- бухгалтера;
- кризис-менеджеры;
- продавцы;
- маркетологи (в том числе из-за переизбытка на рынке подобных специалистов).
"В первую очередь, компании сокращают неэффективных сотрудников, независимо от того, чем они занимаются. Далее идут support-подразделения. Оптимизации идут в IT, маркетинге, сокращают дорогих сотрудников. В большой зоне риска, конечно, мы, рекрутеры. Уверена, что кризис не затронет, а напротив, даст большие возможности сетям сегмента mass и mass affluent (премиальный сегмент, верхний сегмент mass market - ред.). Коллекторские агентства и фарма традиционно не пострадают, ущерб в FMCG также ниже среднего (конечно, я не беру в расчет тех, кто пострадал из-за санкций). Надеюсь, что поднимется российский туристический рынок", - добавляет управляющий партнер рекрутинговой компании Marksman Инна Суматохина.
По мнению управляющего партнера RichartsMeyer Recruitment Group Ольги Демидовой, в данной экономической ситуации сокращения не будут настолько массовыми и глобальными, как в 2008 году в условиях раздутых штатов. "После преодоления прошлого кризиса работодатели относились к формированию штата и образованию новых департаментов более аккуратно, поэтому на сегодняшний день опасность угрожает всем наименее эффективным сотрудникам, не показывающим выдающихся результатов вне зависимости от отрасли и сферы деятельности. Если конкретизировать, то наиболее уязвимые специальности - это, конечно, бэк-офис, те позиции, которые не оказывают прямого влияния на показатели бизнеса: административный персонал, дизайнеры, юристы, менеджеры по подбору персонала. Говорить о том, что какие-то сферы кризис не затронет вообще, не приходится. Минимальные риски остаться без работы, по-прежнему, у редких технических специалистов и антикризисных менеджеров", - резюмирует эксперт.
Что будет с зарплатами в 2015 году?
"Если сравнивать кризис этого года и кризис 2008 года, то отмечу, что в 2008 первыми пострадали банковский сектор и девелопмент, тогда как на этот раз пострадают FMCG-индустрия (особенно это касается иностранных компаний из-за "заморозки" бюджетов в связи с введением санкций) и так же, как и тогда, девелопмент. Продолжает быть нестабильным и банковский сектор", - комментирует управляющий партнер "Агентства Контакт" Марина Тарнопольская.
Повышение зарплат в наступающем году, по прогнозам экспертов "Агентства Контакт", будет проходить очень точечно, практически индивидуально, и будет направлено на удержание лучших сотрудников. Массовый характер явление может принять лишь для определенных грейдов, где наблюдалась неустойчивость персонала. При этом нужно понимать, что индексация будет совсем незначительной, максимум до 5%, и не будет соотноситься с курсом доллара и евро. Уровень дохода в 2015 году будет строиться в зависимости от выбранной мотивации. Уже сейчас для многих позиций в области продаж увеличивают KPIs, при этом растут и требования к сотрудникам. Индексировать в будущем году будут, скорее, бонусы, нежели фиксированный оклад. По итогам 2015 года можно будет легко измерить эффективность сотрудников.
"Что касается отраслевого деления, то отмечу, что в период кризиса достаточно уверенно чувствует себя индустрия e-commerce, сфера медицинских услуг, так как сейчас открывается много новых центров, в которые инвестировано большое количество денег, и не открыть их уже невозможно, к тому же коммерческая медицина относительно молодая индустрия, продолжающая набирать обороты. Также можно отметить, что немного улучшается ситуация на страховом рынке, активно развивается аграрно-промышленный комплекс, особенно российские производители продуктов питания, неплохо себя чувствует фармацевтический рынок", - говорит Марина Тарнопольская.
Эксперт: кризис обещает быть более тяжелым, чем в 2008 году
На сайтах по поиску работы наблюдается стремительный рост количества резюме профессионалов, которые ранее не рассматривали предложения о работе. Большой поток идет из сферы маркетинга и рекламы, закупок, банковской сферы, строительства. Информация, которая поступает с рынка, свидетельствует о том, что многие работодатели откажутся от привычной ежегодной индексации зарплат. Массовых сокращений персонала пока не наблюдается, что свидетельствует о том, что в посткризисный период (2010-2011 годы) произошли структурные изменения в составе рабочей силы", - рассуждает старший менеджер по работе с клиентами Coleman Services Станислав Соколовский.
Сильнее всего, по мнению эксперта, пострадают представители малого и среднего бизнеса, связанные с импортом тех или иных товаров, из-за сложившейся ситуации на валютном рынке. Также под удар попадут многие предприятия промышленной сферы, которым будет нелегко получить кредиты на развитие и модернизацию производства. Если говорить о конкретных категориях сотрудников, то можно ожидать ситуацию, схожую с 2008 годом: под "удар" могут попасть отделы рекламы и маркетинга, а также начинающие специалисты практически всех направлений.
"Если в 2008-2010 годах в стране присутствовала некая надежда на то, что худшее уже позади, то сегодня, когда Запад готовит новый пакет антироссийских санкций, стоимость нефти продолжает снижаться, такого ощущения нет. Кризис образца 2014-2015 годов обещает стать гораздо более тяжелым, чем кризис 2008 года. Основная сложность в том, что имеющихся резервов у населения может не хватить на весь срок кризисных явлений в экономике. И экономические потери для населения могут быть очень существенными", - заключает Станислав Соколовский.
Автор: Ксения Герасимова
По материалам
rb.ru