Раз пошло такое дело :
«Готика» (gothic) – обобщающее понятие, которым сегодня обозначают целый комплекс художественных направлений, составляющих – вместе, разумеется, со своими носителями – так называемую «готическую субкультуру». Название происходит от термина, означающего художественный стиль, главенствовавший в европейском искусстве в XI-XV вв. Впервые термин gothic по отношению к рок-музыке был употреблен еще в конце 60-х (для характеристики произведений KING CRIMSON и VAN DER GRAAF GENERATOR). Следует отметить, впрочем, что на рокеров (по крайней мере, на ранних этапах становления «готики») в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая (воздействие искусства барокко было гораздо сильнее), а, скорее, «готический» («черный») роман эпохи романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах и сценическом действе.
Сегодня «готика» внутри себя подразделяется на множество направлений, которые по средствам выразительности и типам инструментария условно можно объединить в пять групп. Первая близка «классическому» готик-року (гитарно-синтезаторные составы, дополненные акустическими инструментами, как UMDRA ET IMAGO). Вторая – полностью акустическая (такие команды могут тяготеть к фольклору, как BACKWORLD, или к готике в ее собственно историческом понимании, иногда воссоздавая стилистику средневековья почти в аутентичном варианте, как ESTAMPIE, подражающие искусству трубадуров и менестрелей, как SOPOR AETERNUS c их dance macabre, и др.). Третья – техно-электронная (ее представители основываются на синтезаторном саунде, широко используют элементы эмбиента, хауса, техно, нью-эйдж, как UNQUIET VOID). Близка ей четвертая группа, соединяющая признаки «готики» и индастриала (DAS ICH, отчасти Мэрилин Мэнсон). Наконец, пятая сформировалась под влиянием металла, в результате чего появился стиль готик-метал (CHRISTIAN DEATH, возникшие, как уже говорилось, в начале 80-х, PARADISE LOST, смодулировавшая в «готику» из дум-дэта, THE GATHERING, LACRIMOSA, MY DUING BRIDE, ARTROSIS, DREAMS OF SANITY, MOONLIGHT). «Готика» как особый тип содержания повлияла также на блэк-метал.
На данный момент «готика» представляет собой достаточно целостную, замкнутую, относительно независимую субкультуру. В 90-е появилось целое поколение людей, осознанно называющих себя готами. Они интересуются не только соответствующей музыкой (включая аутентичную), но и «готической» литературой, живописью, кино, следуют «готической» моде, устраивают костюмированно-театрализованные вечеринки и т.д.
Ключевые артисты и альбомы:
BAUHAUS «Bela Lugosi's Dead» (1979)
DEAD CAN DANCE «Spleen And Ideal» (1985)
SISTERS OF MERCY «Floodland» (1987)
PARADISE LOST «Draconian Times» (1995)
SOPOR AETERNUS «Dead Lovers' Sarabande, Face One» (1999)