Предположим, что имеется определённый мир как система координат, в которой живут люди, страдающие чесоткой. Если все они рождаются и умирают чесоточными, то чесотка не может вообще считаться болезнью в такой системе. Более того, никому и в голову не придёт, что чесотка может быть болезнью, потому как она является чуть ли не смыслом всей их жизни.
Известно, что почёсывание различных частей тела во время чесотки доставляет большое удовольствие. В связи с тем, что получение удовольствия от чесания является основным занятием в такой системе, вся филосовская мысль будет справедливо направлена на изучение различных способов почёсывания. За века будет выработан системный подход к почёсыванию: как правильно чесаться так, чтобы не шибко раздирать всё тело до крови.
Однако же, где это видано, чтобы люди долго соблюдали меру? Время от времени люди в такой системе будут пускать себе кровь чрезмерным почёсыванием, а филосовская мысль будет думать над всё более совершенными законами всемирного почёсывания.
Есть ли такая мысль ложь? Нет же, философия такой системы под сомнение поставлена быть не может. Но сомневаться во всей системе истинный разум обязан.
Подобный архетип часто встречается в литературе. Например, весьма доходчиво он передан Пелевиным в "Затворнике и Шестипалом". Население такой системы вовсе не ошибается в выборе филосовской мысли, потому как она верна в пределах данной системы; но выйти из этой системы, чтобы не быть "пищей богов", - вот истинная мудрость, ведущая к значительному улучшению состояния.
Продолжая моделировать чесоточную систему, зададим её возможную структуру. Итак, ценности данной системы очевидны: они в том, чтобы получить максимальное - и большее, чем другие - удовольствие от почёсывания. Следовательно, зарождается иерархия: почёсывание самого себя руками, почёсывание с помощью различных предметов, наём слуг для почёсывания. Обязано появиться медицинское обслуживание с различными уровнями: для бедных, средних и богатых, уменьшающее страдания от разодранных ран и ликвидирующее, по мере возможности, последствия от почёсывания. Налицо зарождение особой товаро-денежной системы.
Известно, что почёсывание различных частей тела во время чесотки доставляет большое удовольствие. В связи с тем, что получение удовольствия от чесания является основным занятием в такой системе, вся филосовская мысль будет справедливо направлена на изучение различных способов почёсывания. За века будет выработан системный подход к почёсыванию: как правильно чесаться так, чтобы не шибко раздирать всё тело до крови.
Однако же, где это видано, чтобы люди долго соблюдали меру? Время от времени люди в такой системе будут пускать себе кровь чрезмерным почёсыванием, а филосовская мысль будет думать над всё более совершенными законами всемирного почёсывания.
Есть ли такая мысль ложь? Нет же, философия такой системы под сомнение поставлена быть не может. Но сомневаться во всей системе истинный разум обязан.
Подобный архетип часто встречается в литературе. Например, весьма доходчиво он передан Пелевиным в "Затворнике и Шестипалом". Население такой системы вовсе не ошибается в выборе филосовской мысли, потому как она верна в пределах данной системы; но выйти из этой системы, чтобы не быть "пищей богов", - вот истинная мудрость, ведущая к значительному улучшению состояния.
Продолжая моделировать чесоточную систему, зададим её возможную структуру. Итак, ценности данной системы очевидны: они в том, чтобы получить максимальное - и большее, чем другие - удовольствие от почёсывания. Следовательно, зарождается иерархия: почёсывание самого себя руками, почёсывание с помощью различных предметов, наём слуг для почёсывания. Обязано появиться медицинское обслуживание с различными уровнями: для бедных, средних и богатых, уменьшающее страдания от разодранных ран и ликвидирующее, по мере возможности, последствия от почёсывания. Налицо зарождение особой товаро-денежной системы.