Хатуов и Адыге-Хасе

#1
Хатуов неоднократно упоминался в материалах общественной организации Адыге-Хасэ. И меня интересует вопрос - роль Хатуова в Адыге-Хасэ - просто агент влияния или рядовой член, или он от открестился от своих?
внизу пару примеров публикаций:

ЗВЕРИНЫЙ ОСКАЛ РОССИЙСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА


Череда вопиющих преступлений российских националистов продолжается:
от рук доморощенных скинхедов пострадали министр культуры Кабардино-Балкарии Заур Тутов и танцоры ансамбля московской "Адыгэ Хасэ" "Адыги", подвергшиеся нападению группы бритоголовых молодчиков. Действительно ли современная Россия желает избавиться от проявлений фашизма, ксенофобии и шовинизма?
Или все, что сегодня происходит, только лишь игра "в жмурки" с теми, кого давно пора "прижать к ногтю"?

Меньше всего можно было ожидать, что от рук бритоголовых молодчиков, которым российское правосудие, вместо принятия конкретных и решительных мер, в назидание только угрожает пальчиком, пострадает Заур Тутов –заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, один из лучших исполнителей русских романсов и адыгских народных песен. Да и чем заслужили подобного к себе хамского отношения юные танцоры из "Адыгов"? Лично мне никак не верится в искренность слов и устремлений представителей правоохранительных органов и судебных инстанций, занимающихся поиском виновных. Разве можно верить тем, кто одной рукой, якобы, ищет преступников, нападающих на людей только из-за их цвета кожи или разреза глаз, а другой – снисходительно оправдывает, вынося смехотворные приговоры за содеянное, а значит, неизбежно провоцируя дальнейший беспредел.

Преступления на межнациональной почве давно стали реальностью российской жизни. Москва, Санкт-Петербург, Воронеж… В той или иной степени раковая опухоль доморощенного национализма, расовой и религиозной нетерпимости распространилась практически повсеместно – фактов тому множество. Наше общество болеет этим давно, и болезнь продолжает усугубляться – сегодня можно настойчиво открещиваться от этого, плотно закрывать глаза и уши, только не видеть в упор происходящее на улицах отечественных городов – не менее преступно, чем организовать подобные акции.
ЧП, имевшее место 1 апреля у входа в столичный ДК "Соколиная гора", где проходят репетиции танцевального коллектива "Адыги", меньше всего похоже на шутку, слишком уж оскорбительным и злобным стало нападение на наших соотечественников. Подробности произошедшего вечером того дня, а информация распространенная в СМИ – самая противоречивая, редакции газеты "Шапсугия" помогли восстановить наши московские друзья – владельцы интернет-сайта Хэку.ру Зауркан Чачух (он уже несколько лет танцует в составе ансамбля "Адыги") и Юнус Чичев, а также очевидцы случившегося.
– После окончания занятия наши ребята и девушки вышли из дома культуры, – рассказал Юнус. – На улице, прямо напротив входа в здание, стояла шумная группа подростков в 15-20 человек в сильно подпитом состоянии. Они вели себя вызывающе, громко разговаривали, пили пиво. Кто-то принял их за футбольных фанатов московского "Спартака", хотя красно-белый шарф был только на одном из них. Неожиданно несколько человек из этой группы подошли к девушкам из ансамбля, ждавшим родных или такси, чтобы уехать домой, стали предлагать им пиво и сигареты. Естественно, кто-то из наших твердо ответил *цензура*ганам отказом, те, узрев в них людей кавказской национальности, начали выкрикивать националистские лозунги. В этот самый момент Заур Тутов усаживал свою дочь в машину и сделал *цензура*ганам замечание, после чего несколько подростков с криками набросились на него, ударили бутылкой в лицо".
– Я за себя не очень-то испугалась, а вот за папу сильно, – призналась после всего произошедшего в интервью "Российской газете" Дана Тутова. – Эти парни стали провоцировать нас на драку, но мы с девчонками поднялись в раздевалку и стали звонить оттуда в милицию. Я еще слышала, как папа пытался их успокоить. Он сказал им: "Я такой же россиянин, как и вы". Но эти слова их только разозлили. В здании не было охраны, только вахтер и вахтерша, оба уже в возрасте. Мужчина еще хоть как-то пытался разнять дерущихся, а женщина просто смотрела, даже не пыталась позвонить по телефону.
– В здании Дома культуры было всего человек восемь взрослых, – вспоминает Идар Тутов, сын известного певца. – После нападения сестра с подругами успели забежать в здание, мужчины тоже позже отступили туда и заперли дверь. Лозунги, звучавшие из уст *цензура*ганов, были просто оскорбительными. Отец назвал только один из них – "Россия для русских". Остальное все было нецензурное. Нападавшие выломали дверь ДК, и драка продолжалась уже в холле. Отец сказал, что смог "вырубить" троих.
– На помощь Зауру Тутову бросились трое ребят из ансамбля, но силы, естественно были неравны, – продолжает Юнус Чичев. – Серьезно пострадала одна из девушек, у остальных – только небольшие травмы, но больше всех досталось, конечно, Тутову.
Драка продолжалась больше двадцати минут, пока не прибыла милиция. Все это время Тутов и пришедшие ему на помощь мужчины сдерживали атаки *цензура*ганов. Приехавший на место происшествия милиционер спросил, что случилось. Когда ему рассказали, что на детей напали скинхеды, он произнес что-то типа "ну и правильно сделали", а затем молча уехал. Позже, когда происшествие получило всероссийскую огласку, и стал известен министерский ранг пострадавшего Тутова, а это потребовало от стражей порядка иной реакции, правоохранительные органы начали действовать более активно – по требованию адвоката Руслана Коблева, представляющего интересы министра Кабардино-Балкарии, статья возбужденного уголовного дела была переквалифицирована из "умышленного причинения вреда средней тяжести" в "умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, совершенное по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды".
– После драки папа сам довез меня до дома на машине, хотя ему было очень больно, – рассказывает Дана Тутова. – Дома отцу стало совсем уж плохо: у него кружилась голова, а в скуле была вмятина, сквозь кожу торчал осколок кости. На лице прямо на глазах расплывалась гематома, несколько раз он едва не потерял сознание.
Заур Тутов был госпитализирован в Первую градскую больницу с переломом челюсти и колотыми ранами. Вскоре он был прооперирован, выздоровление, как сообщает пресса, идет нормально.
Спустя несколько дней после ЧП, были арестованы трое молодых людей в возрасте от 21 до 29 лет, подозреваемых в нападении на Тутова. Один из них, Станислав Новохатский, как сообщает ИТАР-ТАСС, сразу признал свою вину.
– Конечно, инцидент неприятный, – говорит Юнус Чичев. – Думаю, произошедшая акция была спонтанной, если бы ее кто-то специально организовал, убежден, без жертв не обошлось бы. После этого происшествия никто из ребят покидать ансамбль "Адыги" не собирается. Более того, они еще больше сплотились – на репетиции теперь приходит значительно больше людей, чем раньше, никто не напуган. Однозначно, нам, московским адыгам, стоит всерьез задуматься об организации собственной безопасности, а также создании системы оповещения и предупреждения подобных инцидентов. Лучшая драка – та, которой не было, тем более, когда под угрозой оказываются наши девушки.
Первым из жителей столицы на столь неприятный инцидент отозвался администратор официального сайта Заура Тутова, разместивший в Интернете сообщение такого содержания: "Друзья! Я не знаю, что сказать. Ни один русский НИКОГДА и НИ ЗА ЧТО не станет делать такого. В крови каждого русского – дружба народов и любовь к своим соседям. Простите нас, москвичей, за то, что мы не можем защитить ваших сыновей, дочерей, которые приезжают сюда с доверием. Простите нас за то, что фашизм ещё имеет место быть…"



Или

КАКОМУ ПРОШЛОМУ СТАВЯТ ПАМЯТНИКИ НА КУБАНИ?


Два года назад, 12 июня 2003 года, в общенациональный праздник Дня независимости России, на перроне железнодорожной станции "Лазаревская" был восстановлен памятник адмиралу М.П.Лазареву, одной из самых одиозных исторических личностей 19 века, палачу шапсугов. В последние годы в разных уголках Кубани появились мемориалы, воскрешающие кровавое военное прошлое, которые, по замыслу их создателей и радетелей, должны, якобы, привить нынешним и грядущим поколениям уважение к родной истории. Но так ли это?

По определению и простой логике вещей, памятники нужны, чтобы сохранить память – о человеке, событии, знаменательной дате, о чем обязательно должны знать и помнить люди, все последующие поколения граждан. По тому, какие именно мемориалы ставят в государстве, можно судить о многом: о том, какая эпоха на дворе, как к своему прошлому относятся ныне живущие. Более того, характер мемориалов может выявить скрытые нравственные и духовные проблемы, имеющие место быть в том или ином обществе. Если это так, то о тенденциях последних лет, в особенности о том, какому прошлому ставят памятники, например, в Краснодарском крае, можно писать целые научные исследования. И одновременно удивляться, как подобные действия "согласуются" с Конституцией страны, нормами международного права, а также обычными принципами человеческой морали и элементарной порядочностью.

В отечественной – российской – истории, памятники являлись достаточно серьезным механизмом воздействия на общественное сознание, а также важным инструментом в политической борьбе. Именно поэтому в нашей стране не так много можно назвать мемориалов, которые были бы характерными и значимыми для разных эпох, для всех слоев населения, для каждого ее жителя. Как правило, вместе со сменой государственной власти, политического режима или исторического периода в города и веси России приходили свои памятники, бюсты и барельефы, поспешно, без излишних церемоний водружавшиеся на место прежних. Точно также в следующую эпоху перемен эти идолы "посыпались нафталином" и заботливо, чьей-то хозяйской рукой убирались в надежное хранилище – кто знает, может быть, еще пригодятся – история, ведь, как мы убеждаемся, имеет обыкновение повторяться…
Сегодня мы становимся свидетелями нового витка возрождения былых имперских амбиций в отдельно взятом регионе, когда вместо памятников писателям, поэтам, ученым, музыкантам, спортсменам, видным общественным деятелям, то здесь, то там появляются творения иного характера. Под видом нравственного воспитания населения в духе любви и уважения к Отчизне, а также в целях возрождения своего исторического прошлого, на Кубани все отчетливее попахивает тлетворным душком доморощенного патриотизма, не имеющего ничего общего с истинной любовью к своей многонациональной Родине..
Вслед за установкой бюста генералу Зассу, как утверждают некоторые историки, основателю Армавира, в разных уголках края стали появляться и другие мрачные тени военного прошлого России. При этом трактовка деяний царских полководцев преднамеренно преподносится обывателям однобоко, а значит, не в истинном свете, как они того заслуживают. Выполняя приказы царизма, военные пытались всячески выслужиться перед командованием, не одних высоких идей и боевых орденов ради – многие из них за верную службу императорскому двору получали вполне натуральные дары и весомые дивиденды за личную преданность – чины, деньги, выгодные назначения, а также тысячи десятин самой плодородной земли на завоеванной ими огнем и мечом территории. Поэтому они, в отличие, скажем, от рядовых русских солдат, отбывающих страшную рекрутчину, а значит, никакого выбора не имевших, конечно, знали за что воюют…
О генерале Григории Христофоровиче Зассе еще при его жизни ходили легенды. За жестокость и беспринципность его опасались черкесы, свои же – не столько любили, сколько боялись. И, судя по воспоминаниям современников, было за что.
В конце 30-х годов 19 века Засс выдвинул проект о переводе укреплений со средней Кубани на запад - на реки Лабу, Чемлык и Уруп. Свой проект он обосновывал тем, что "новая линия будет гораздо короче теперешней Кубанской и представляет то преимущество, что для охранения оной потребуется менее войск, что даст возможность, если не совершенно уничтожить Кавказскую линию, то, по крайней мере, значительно уменьшить на оной части число войск".
Согласно историческим документам, в соответствии с этим планом в течение 1839-1840 гг. были построены укрепления: Зассовское, Махошевское и Темиргоевское на Лабе, Ново-Донское на Чемлыке и Ново-Григорьевское на Урупе, а еще, в 1839 году по реке Большой Зеленчук заложена новая Зеленчукская укрепленная линия, строительство которой продолжалось до середины ХIХ в. На этой линии возникли станицы Баталпашинская, Белореченская, Невинномысская, Барсуковская - на Кубани; Бекешевская, Карантинная (Суворовская) – на Куме. Одновременно началось переселение черкесов из бассейна Урупа в долины Большого и Малого Зеленчуков, где они основали одиннадцать поселений. Это было методичное и упорное наступление на кавказские народы, направленное на постепенный раскол сил непокорных горцев и лишившее их возможности организованного сопротивления.
В отличие от многих офицеров, осознававших неправедный характер войны и ее истинную – захватническую – суть, Засс, и подобные ему, изощрялись со свойственными их природе фантазиям, тем более, что все это всецело поощрялось высшим командованием Кавказского военного корпуса.
В своих "Записках декабриста" известный декабрист Н.Н.Лорер свидетельствовал, что на специально насыпанном кургане у Прочного окопа "при Зассе постоянно на пиках торчали черкесские головы, и бороды их развевались по ветру".
Именно головы убитых им адыгов Засс, слывший, по словам Бестужева-Марлинского, среди своих же сослуживцев как "жестокий и честолюбивый до мелочей военачальник, который бредил эполетами и крестами", отправлял на родину в Германию, в Академию наук для проведения там научных опытов.
Лорер так же писал: "В разговоре с Зассом я заметил ему, что мне не нравится его система войны" на что он мне тогда же ответил: "Россия хочет покорить Кавказ во что бы то ни стало. С народами, нашими неприятелями, чем взять, как ни страхом и угрозой?.. Тут не годится филантропия, и Ермолов вешал беспощадно, грабил и сжигал аулы, только этим и успевал более нашего. Еще до сих пор имя его с трепетом произносится в горах, и им пугают маленьких детей…"
Политика устрашения непокорных горцев, к которой постоянно прибегал генерал, умело строилась и на разного рода мистификациях, направленных на формирование у них устойчивого образа непобедимости и безграничных возможностей Засса.
Один из сослуживцев Засса Григорий Атарщиков вспоминал, что однажды, принимая у себя черкесских делегатов, Засс послал верного человека вынуть из их пистолетов пули и передать ему. Затем он обратился к гостям с вопросом: "Для чего вы носите за поясом пистолеты? Ведь вы не можете попасть из них в цель на 10 шагов!" Когда же возмущенные таким предположением горцы стали возражать, предложил им выстрелить для пробы в его шапку. Не ведая, что в пистолетах, горцы согласились выстрелить, а Засс незаметно бросил пули на землю. Удивление стрелявших было безмерным. Но оно перешло в ужас, когда Засс, добившись, чтобы стреляли прямо в него, продемонстрировал свою "неуязвимость".
Еще один подобный пример. Однажды Засс показал нескольким абадзехам через врезанное в дверь оконце искусно нарисованную панораму аула и заявил, что способен видеть любое место на земле, поэтому бесполезно пытаться что-либо от него скрыть. С большим успехом показывал Засс горцам и такие "волшебные" вещи, как, скажем, подзорная труба, электрическая машина или музыкальная табакерка... "Все эти не более как пустые фокусы для образованного человека, - писал Атарщиков, - на полудиких горцев... производили огромное действие. Они признали Засса чародеем и называли его "шайтан".
Тот же Г.Атарщиков описывает еще один показательный для фантазии Засса случай. Желая ввести черкесов в заблуждение, генерал распустил слух о собственной болезни. Явившихся проверить это горцев полководец принимал лежа в постели среди склянок с лекарствами. Затем был разыгран целый спектакль. "Засс лежал на постеле, покрытый простынею в виде савана, три восковые свечи тускло горели над изголовьем... Мы все знали о мнимой смерти барона Засса, но, увидев его лежащего с закрытыми глазами, с мертвенно бледным лицом, готовы были забыть, что перед нами лежит живой здоровый человек". Узнав о "смерти" Засса, горцы полностью утратили бдительность. Вскоре "воскресший" вдруг генерал перешел реку Белую с большим отрядом солдат и сжег два аула.
В исторической литературе описывается один показательный для манеры ведения боевых действий против черкесов генералом Зассом поход, совершенный им в ноябре 1833 года на бесленеевцев, живших за Лабой. Собрав отряд из 800 пехотинцев и 400 конных казаков при шести легких орудиях он неожиданно напал на аул "известного своим недоброжелательстовом" князя Айтека Канукова и расстрелял его из пушек. "Затем, - писал Засс в своем рапорте, - солдаты и спешенные казаки бросились на них (горцев. – А.Н.), почти всех истребили штыками или шашками, а разграбленный аул сожгли".
Для этого просвещенного царского сатрапа, заслужившего эпитет "страшилища черкесов", несущего (как тогда Российская империя пыталась оправдать развязанную ею кровавую бойню. – А.Н.) "диким" народам Кавказа "цивилизацию" и "спасение от турецкого господства", война была "забавою, потребностью, как травля для охотника, как вода для рыбы".
Достойный персонаж для почитания и преклонения, для установки памятника в центре многонационального кубанского города Армавира, не правда ли?
Об адмирале М.П.Лазареве и его роли в судьбе шапсугов Причерноморья в последние годы написано и сказано немало. Это он, великий мореплаватель, первооткрыватель новых земель и кругосветный путешественник, вошел в военную историю как "рационализатор": именно под его командованием русская военная флотилия впервые в ходе боевых операций на Кавказе перед высадкой на берег десанта в течение долгого времени методично и нещадно обрабатывала территорию на значительном удалении от берега. Солдатам оставалось лишь довершить "зачистку" плацдарма от мирного адыгского населения и воинской силы горцев.
По приказу того же Лазарева в горы направлялись карательные экспедиции, которые стирали с лица земли шапсугские аулы со всем их населением. Солдаты не щадили никого, наглядно подтверждая тезис, взятый на вооружение царской армией на Кавказе: "Нам нужны земли адыгов, в них же самих никакой надобности нет".
Вот что об этом писал историк Ф. А. Щербина в своей "Истории Кубанского казачьего войска": "Утром 22 мая был высажен десант на реке Псезуапе (десантом руководил адмирал Лазарев. – Прим. А.Н.). На Псезуапе был не только взят форт, но и предпринят 28 мая поиск по этой реке. При незначительных столкновениях с горцами отряд сжег на протяжении семи верст 13 аулов (верста – 1,06 км. – А.Н.)... При отряде была команда с топорами, которая уничтожила все виноградники и фруктовые сады, посаженные горцами в долине".
Царизм умел награждать верных режиму полководцев. Военному форту в устье реки Псезуапе, которую черкесы с незапамятных времен называли "счастливой водой", в годы войны обагрившейся кровью тысяч адыгов, в 1838 году высочайшим Указом императора Николая I было присвоено имя адмирала Лазарева за его "славные боевые действия" против черкесов Причерноморья.
Позже именем Лазарева назовут селение, возникшее на месте форта, а некоторое время спустя здесь появится и улица Лазарева. В мае 1945 года Лазаревским будет также окрещен район, вместо упраздненного Шапсугского национального района. В 1954-ом в райцентре, на шапсугской земле, где отметился своими "бравыми подвигами" приснопамятный флотоводец, установят памятник в его честь (по требованию Адыгэ Хасэ шапсугов и общественности бюст был снят в 1991 году, а 12 июня 2003-го вновь водружен на прежнее место. – А.Н.).
Не так давно в Краснодаре с помпой был установлен памятник генералиссимусу А.Суворову, как известно, в свое время также прославившемуся боевыми действиями против адыгов…
Любой памятник, а с этим, убежден, согласится каждый здравомыслящий человек, должен не разъединять, а консолидировать общество, служить делу духовного сближения граждан единого государства, тем более, в наше непростое время и в столь сложном полиэтническом регионе, каким является Краснодарский край. Если сегодня по прихоти политических деятелей и псевдопатриотических сил, зарабатывающих себе дивиденды и дешевый авторитет, в назидание коренному народу упорно ставятся подобные мемориалы, оскорбляющие его национальные чувства, не служит ли это основой для длительного и опасного противостояния, которое может взорваться в любой момент и привести к никому не нужным последствиям? А может быть, эти самые последствия все же кому-то необходимы? Зачем тогда, позвольте спросить, на Кубани ставят памятники войне?