Армавирскую плитку перевели на итальянский
Коммерсантъ(Ростов) № 17(4072) от 31.01.2009
ЗАО «Армавирский керамический завод» (Краснодарский край) объявило конкурс на проектирование предприятия по производству керамогранита и плитки мощностью 30 млн кв. метров. Инвестиции в строительство завода составляют ?80 млн. Начать строительство планируется летом 2009 года, окончить к 2011 году. Срок окупаемости проекта — пять лет. Конкурс предприятие объявило после смены основного партнера, турецкой компании Ideser Ceramic Inc., на итальянскую Sacmi Imola. Некоторые эксперты и участники рынка полагают, что ЗАО не сможет получить заявленные инвестиции из-за финансового кризиса.
О том, что ЗАО «Армавирский керамический завод» (Краснодарский край, входит в ГК «Индустриальный союз Кубани») объявило конкурс на проектирование предприятия по производству керамогранита и плитки для стен и пола мощностью 30 млн кв. метров в год и 2 млн штук изделий из санфаянса в год, „Ъ“ сообщили в департаменте промышленности Краснодарского края. По данным департамента, основным инвестором строительства (затраты составят порядка ?80 млн), будет итальянская компания Sacmi Imola.
Предполагается, что завод будет выпускать продукцию в среднем и высоком ценовых сегментах для реализации в России. В качестве сырья армавирский завод будет использовать белую глину, доставляемую с Украины, и красную глину из карьеров в Краснодарском крае. Планируемый объем выручки нового предприятия — более 2 млрд рублей в год, численность работающих — 500 человек, срок окупаемости — 5 лет. Старт проекта намечен на лето 2009 года, построить завод намечено к 2011 году. Строительство будет вестись на арендованном участке земли 41 га в северной промзоне Армавира.
По словам источника в компании, соглашение о намерениях строительства завода было подписано руководством ЗАО с администрацией Краснодарского края на форуме «Сочи-2007». «Несмотря на это, завод до сих пор не начали строить из-за проблем с инвестициями»,—пояснил он.
Пресс-секретарь департамента промышленности Краснодарского края Анастасия Жажская пояснила, что затягивание начала строительства проекта может быть связано со сменой партнера. «Начать строительство предполагалось еще в ноябре-декабре 2007 года, но из проекта ушел прежний подрядчик — Ideser Ceramic Inc. (Турция). После этого в сентябре 2008 года партнером ЗАО стала итальянская компания Sacmi Imola»,— сообщила госпожа Жажская. Объяснить причину ухода турецкой компании она не смогла. «Скорее всего, это произошло потому, что итальянцы предложили более выгодные условия»,— предположила Анастасия Жажская. В самом ЗАО говорить с „Ъ“ на эту тему отказались, сославшись на занятость руководства.
ЗАО «Армавирский керамический завод» (входит в ГК «Индустриальный союз Кубани») создано специально для реализации данного проекта, состав учредителей не раскрывается. ГК в свою очередь входит в состав «Индустриального союза Донбасса», основанного в 1995 году. В него входят более 40 компаний на Украине и в других странах. Владельцами являются Сергей Тарута и Виталий Гайдук. «Индустриальный союз Донбасса» занимается производством стали, проката, труб, кокса, оборудования для черной металлургии и коксохимической промышленности.
Итальянская компания Sacmi Imola основана в 1919 году, является мировым лидером в разработке, производстве и продвижении оборудования для производства керамических изделий. Группа состоит из более чем 60 объединенных компаний по всему миру с товарооборотом порядка $1,5 млрд. Основные мировые производители керамической продукции работают на оборудовании, произведенном Sacmi.
Эксперты и участники рынка разошлись в оценке проекта ЗАО «Армавирский керамический завод». Руководитель отдела аналитики ИА INFOLine Михаил Бурмистров считает, что своих денег у предприятия нет, а получить средства под строительство оно не сможет из-за финансового кризиса. Этим, по его мнению, и объясняется и задержка с началом строительства, и смена иностранного партнера. «Им никто не даст такие суммы»,— считает он. Один из участников рынка, попросивший не называть его имени, говорит, что завод не будет построен, ссылаясь на те же причины: «Объем рынка, который они планируют занять, равняется 15%, а это в условиях кризиса невозможно».
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, напротив, полагает, что для строительства завода выбрано очень хорошее время. «В условиях падения цен на стройматериалы и прокат стоимость его возведения будет ниже, чем если бы завод строили в обычное время. К тому же рынок Европы, и в частности Италии, уже перенасыщен данной продукцией, а нашему ещe до этого момента очень долго. Поэтому решение итальянцев выйти на наш рынок в таких условиях можно считать верным»,— говорит аналитик. По его мнению, на рынке ЮФО компания будет одним из самых заметных игроков, при условии выхода завода на объявленную мощность.
Крупнейшие участники рынка — ОАО «Стройфарфор» (брэнд «Шахтинская плитка») и ОАО «Керама Марацци» — комментировать предполагаемое появление нового крупного игрока отказались.