Интервью на пороге "дембеля"
К либералам прибыло крупное пополнение. Теперь им станет легче держать прогрессорский фронт. На минувшей неделе было опубликовано интервью президента Башкортостана Муртазы Рахимова. Из него следует, что одной из крупнейших российских республик правит искренний демократ, любитель парламентаризма, многопартийности, политической конкуренции и, конечно, злейший враг всяческого авторитаризма. Увы, газетный формат не позволил Муртазе Губайдулловичу рассказать, почему он все 19 лет своего президентства скрывал от общественности свои взгляды и что заставляло его проводить курс, радикально с ними расходящийся. Вероятно, эта тема будет раскрыта в мемуарах.
Иронизирую, да. Ну а как тут еще реагировать? Вот несколько цитат:
"У нас сейчас все насаждается сверху";
"Возьмем Госдуму. Разве это парламент?";
"...плохо, что все контролирует одна партия. Должно быть как минимум две партии - точно так же, как в Англии и Америке" и т. д.
Всякий, кто знаком с политическим устройством Башкортостана, должен оценить прелесть рахимовских слов. Вертикаль власти там была выстроена еще в начале 1990-х гг. И такая жесткая, что федеральному центру и не снилось. "Вертикализация", естественно, не обошла и курултай. Уже много лет большинство в нем принадлежит "верным рахимовцам". В 1990-е они избирались по неофициальным "президентским спискам", а в 2000-е их стали проводить через "Единую Россию". В 2003 г. курултай избирался по мажоритарной системе и из 120 мандатов башкирским "единороссам" досталось 88. А в 2008-м, когда перешли к смешанной системе, барьер преодолели только две партии. Но вышло не очень похоже на Англию и Америку. "Единая Россия" во главе с Рахимовым получила 85,7%, а КПРФ - 7,2%. Да, именно "во главе". Он не просто "единоросс", а член Высшего совета партии! Кстати, Рахимов возглавлял и башкирские региональные группы в списках "Единой России" на думских выборах 2003 и 2007 годов. И президентом в 2004-м переизбирался при партийной поддержке.
Я не осуждаю Рахимова за все это. Отнюдь. Он сам себя "осуждает", где-то косвенно, а где-то и напрямую.
Почему? Совесть замучила?
Не поверю никогда. Не из таких он.
В 1990-е годы Рахимов правил республикой "по-хански", "суверенно". А начиная с 2000 года ему приходилось кусочек за кусочком сдавать свою власть, самому встраиваться в вертикаль - федеральную. В 2004-м едва сохранил кресло, в 2006-м был вынужден подать на доверие и из "всенародно избранного" стать назначенцем... Сейчас от прежнего "ханства" не осталось почти ничего. Рахимов был вынужден передать в руки московских структур ведущие предприятия, в том числе "нефтянку", проглотить замену верных силовиков. Он теряет контроль и над парторганизацией. Остается только брюзжать: "Я считаю неправильным, например, что в последние годы местные кадры в региональных представительствах федеральных ведомств заменяются на присланных из центра. ... Я только что прочитал, что партия "Единая Россия" должна быть независимой - "не под лапой губернатора". ... Извините, но основа партии должна формироваться снизу". Действительно, какие безобразия творятся! Последние "суверенные" радости отнимают!
Не за горами отставка, вполне возможно досрочная. "Я уже многим, наверно, надоел. Очень важно вовремя уйти самому", - самокритично признает Муртаза Губайдуллович. И ведь совсем не факт, что ему дадут возможность выдвинуть преемника.
Сумерки власти, осень патриарха и все такое. Можно уже не скрывать годами копившиеся обиды, немного "подембелевать". Будем снисходительны.
Виталий Иванов, директор Института политики и государственного права
http://www.izvestia.ru/comment/article3129340/