Часть 1. О чем это мы?
Internet Relay Chat (IRC) показал всем зависающим в чатах что веб - это не та вещь, в которая достойна
десятков часов их драгоценного времени. Каким бы сложным и навороченным не был веб-час он не имеет даже
малой толики возможноcтей irc, что же касается юзабилити, то здесь все еще печальней.
Итак, наш выбор - это IRC. Ну выбрать-то выбрали, а что дальше делать? После перехода с веба на ирц с
первого раза без пива можно и не разобраться Читай, и сэкономишь на пиве, и-нета себе еще купишь -
пригодиться
Что собой представляет IRC сеть? Ее структура аналогична локальной сети. Создается сервер, который будет
считаться в сети главным, к нему линкуются остальные, называемые хабами. На каждом сервере есть свои админы
и каналы доступные с любого прилинкованного к сети сервера. Юзверг может зависает на всех понравившихся ему
каналах, вне зависимости от того к какому серванту он приконнектился.
Это в общем.
Но как такая сеть может нормально работать? Как избежать неразберихи с никами, каналами, сервантами? Для
этого существуют сервисы и моды. А за порядком и корректной работой софта следят иркопы.
Часть 2. Иркопы.
Как я уже говорил у каждого сервера есть админ (кто-нибудь видел сервер без админа?) и иркопы. Сейчас мы
для наглядности разложим всех по полочкам. Юзеры ирц имеют статусы:
фаундер, аоп, оп, войс, нормальный юзер. Привилегии, как обычно, преемствуются снизу вверх.
Логично, что ирцопы изменять настройки сети и сервисов (переустановка сервисов, линковка/разлинковка
сетей, просмотр статистики, etc) и следить за тем что бы все юзеры были добропорядочными и от скуки не
занимались флудом, флеймом, или не хакали каналы или серваки. Возможности опов устанавливаются с помощью
модов.
Часть 3. Сервисы и моды.
Теперь рассмотрим программное обеспечение, устанавливаемое на ирц-серванты.
Существует масса IRC серверов, к ним еще прилагается туча конфов, в крайнем случае можно самостоятельно
подправить код сервера под свою сеть. Возможности сети соответственно зависят от установленного софтваря.
Дальше будет рассматриваться сервер bahamut один из самых стабильных. Для справки именно он стоит на
Dal.Net.ru, а это уже говорит о многом.
Для управления каналом используются моды, и сервисы (вешают для обеспечения дополнительных возможностей).
Вот краткое описание 6 основных сервисов.
Общедоступные сервисы:
NickServ - используются для управления БД ников. Позволяет регистрировать, удалять, освобождать ники,
вести информацию о владельце ника. Юзеры могут регистрировать ники, и управлять некоторыми настройками
ников. Опы могут просматривать пароли на ники, замораживать ники, высылать пароль от ника на мыло, etc.
ChanServ - аналогичен Nickserv'u, но занимается базой каналов.
MemoServ - примочка превращающая IRC в службу пересылки оф-лайн сообщений. Длина сообщения лимитирована.
Сервисы доступные только опам:
OperServ - используется для изменения настроек, просмотра статистики сети, установки акилов, etc.
RootServ - изменение статусов опов, просмотр логов, хистори, etc.
AbuseServ - а вот сервис с помощью которого злоадминистратор следит за своими подопечными операторами.
Для вводного курса достаточно, если переживу эту неделю, то мы вместе займемся настройкой своего канала, а
потом и сервера и мне придется описывать всю эту лабуду подробно.
А вот стандартные, базовые моды bahamut'a:
+O - локальный иркоп, ставится при использовании команды /oper
+o - глобальный иркоп, ставится опять же при использовании команды /oper
+i - невидимость на /whois
+w - иркоп видит wallops на сети
+b - иркоп видит chatops на сети
+g - иркоп видит globops на сети
+s - иркоп видит сообщения серверов и оперкилы
+c - иркоп видит заходы и выходы на своем сервере
+r - иркоп видит неудачные заходы юзеров на сеть
+k - иркоп видит килы на сети
+f - иркоп видит предупреждения о флуде
+y - иркоп видит реакцию на stats/links/admin запросы
+d - иркоп видит отладочные сообщения на сети
+n - иркоп видит сообщения маршрутизации серверов на сети
+h - иркоп имеет статус хелпера, виден по команде /stats P
Часть 4. Выбор клиента.
Ну что ж, с теорией немного ознакомились, теперь нужно все закрепить на практике. Для начала нужно выбрать
ирц-клиент. И для Windows, и для никсов их существуют целые тучи. На чем остановиться? Это каждый решает
для себя. Вот три моих любимых клиента под вин (линуксоиды и бсдуны уже сделали свой выбор, поэтому о
клиентах под никсы - промолчу):
- Client: Очень симпатичная рожа и великолепная скриптоварня. Правда весит, сволочь, около 9 метров, точно
уже не помню. Когда-то я всем рассказывал, что мегапопулярный mIrc - это стандартно и не интересно юзал
Client и был доволен по самое не балуйся.
- xChat: никсовый клиент эмигрировавший под винду. Бесспорный лидер под *nix (имхо), но как мене
показалось после переезда приобрел глюковатость. Находка для perl-кодеров - именно на перловке пишутся
скрипты для хЧата.
- mIrc: Танкистам посвящается. 95% всего виндавозовского народа сидит именно на нем и радуется жизни.
Клиент постоянно обновляется, для него написаны несметные мегабайты скриптов и плагинов. В любом случае -
маст хэв. Единственное что меня в нем не радует - автор решил написать свой язык для скриптинга взяв за
основу синтаксис С. Как мне кажется, не лучшее решение, т.к. язык получился несколько неудобным. Но ко
всему можно привыкнуть.
Как-то я писал статейку для самых маленьких об использовании mIrc. Если кому будет интересно - почитают
(http://www.irc.armavir.ru/articles/man_mirc.htm), а теперь перейдем к командам.
Часть 5. Командуем.
Что бы команду можно было отличить от обычного сообщения перед ней обязательно должен стоять символ "/"
/list
Список каналов сети. Для того, что бы зайти на канал достаточно дважды кликнуть мышью в окне #list по
имени канала. Зная имя канала можно зайти на него с помощью команды
/join #[channel]
Сменить ник не разрывая соединения можно командой
/nick [nickname]
Но для начала ник нужно зарегать, что бы никто не смог зайти на сервер по вашим именем и злостно
дискредитировать его К тому же зарегистрировавшись вы сможете регистрировать каналы, заходить на каналы
параноиков с опцией ident. Если в течении 21 дня ник ни разу не будет аутентифицирован он автоматически
освобождается.
/msg nickserv register [nickname] [password] [e-mail]
А для аутинтифицировать при следующем заходе на сервер
/msg nickserv identify [password]
С версии 6.0 в mIrc введена поддержка нескольких серверов одновременно.
/server [-mnsar] [port] [password] [-i nick anick email name] [-j #channel pass] -m,n новое окно статуса
-s отсортировать лист серверов -а добавть указанный сервер в сервер-лист -r удалить сервер из сервер-листа
%)
/msg nickserv set password [newpassword] - установить новый пароль на ник.
/msg nickserv set url - установить ссылку которая будет ...моркаются в платочек и трогательно обнимаются
Internet Relay Chat (IRC) показал всем зависающим в чатах что веб - это не та вещь, в которая достойна
десятков часов их драгоценного времени. Каким бы сложным и навороченным не был веб-час он не имеет даже
малой толики возможноcтей irc, что же касается юзабилити, то здесь все еще печальней.
Итак, наш выбор - это IRC. Ну выбрать-то выбрали, а что дальше делать? После перехода с веба на ирц с
первого раза без пива можно и не разобраться Читай, и сэкономишь на пиве, и-нета себе еще купишь -
пригодиться
Что собой представляет IRC сеть? Ее структура аналогична локальной сети. Создается сервер, который будет
считаться в сети главным, к нему линкуются остальные, называемые хабами. На каждом сервере есть свои админы
и каналы доступные с любого прилинкованного к сети сервера. Юзверг может зависает на всех понравившихся ему
каналах, вне зависимости от того к какому серванту он приконнектился.
Это в общем.
Но как такая сеть может нормально работать? Как избежать неразберихи с никами, каналами, сервантами? Для
этого существуют сервисы и моды. А за порядком и корректной работой софта следят иркопы.
Часть 2. Иркопы.
Как я уже говорил у каждого сервера есть админ (кто-нибудь видел сервер без админа?) и иркопы. Сейчас мы
для наглядности разложим всех по полочкам. Юзеры ирц имеют статусы:
фаундер, аоп, оп, войс, нормальный юзер. Привилегии, как обычно, преемствуются снизу вверх.
Логично, что ирцопы изменять настройки сети и сервисов (переустановка сервисов, линковка/разлинковка
сетей, просмотр статистики, etc) и следить за тем что бы все юзеры были добропорядочными и от скуки не
занимались флудом, флеймом, или не хакали каналы или серваки. Возможности опов устанавливаются с помощью
модов.
Часть 3. Сервисы и моды.
Теперь рассмотрим программное обеспечение, устанавливаемое на ирц-серванты.
Существует масса IRC серверов, к ним еще прилагается туча конфов, в крайнем случае можно самостоятельно
подправить код сервера под свою сеть. Возможности сети соответственно зависят от установленного софтваря.
Дальше будет рассматриваться сервер bahamut один из самых стабильных. Для справки именно он стоит на
Dal.Net.ru, а это уже говорит о многом.
Для управления каналом используются моды, и сервисы (вешают для обеспечения дополнительных возможностей).
Вот краткое описание 6 основных сервисов.
Общедоступные сервисы:
NickServ - используются для управления БД ников. Позволяет регистрировать, удалять, освобождать ники,
вести информацию о владельце ника. Юзеры могут регистрировать ники, и управлять некоторыми настройками
ников. Опы могут просматривать пароли на ники, замораживать ники, высылать пароль от ника на мыло, etc.
ChanServ - аналогичен Nickserv'u, но занимается базой каналов.
MemoServ - примочка превращающая IRC в службу пересылки оф-лайн сообщений. Длина сообщения лимитирована.
Сервисы доступные только опам:
OperServ - используется для изменения настроек, просмотра статистики сети, установки акилов, etc.
RootServ - изменение статусов опов, просмотр логов, хистори, etc.
AbuseServ - а вот сервис с помощью которого злоадминистратор следит за своими подопечными операторами.
Для вводного курса достаточно, если переживу эту неделю, то мы вместе займемся настройкой своего канала, а
потом и сервера и мне придется описывать всю эту лабуду подробно.
А вот стандартные, базовые моды bahamut'a:
+O - локальный иркоп, ставится при использовании команды /oper
+o - глобальный иркоп, ставится опять же при использовании команды /oper
+i - невидимость на /whois
+w - иркоп видит wallops на сети
+b - иркоп видит chatops на сети
+g - иркоп видит globops на сети
+s - иркоп видит сообщения серверов и оперкилы
+c - иркоп видит заходы и выходы на своем сервере
+r - иркоп видит неудачные заходы юзеров на сеть
+k - иркоп видит килы на сети
+f - иркоп видит предупреждения о флуде
+y - иркоп видит реакцию на stats/links/admin запросы
+d - иркоп видит отладочные сообщения на сети
+n - иркоп видит сообщения маршрутизации серверов на сети
+h - иркоп имеет статус хелпера, виден по команде /stats P
Часть 4. Выбор клиента.
Ну что ж, с теорией немного ознакомились, теперь нужно все закрепить на практике. Для начала нужно выбрать
ирц-клиент. И для Windows, и для никсов их существуют целые тучи. На чем остановиться? Это каждый решает
для себя. Вот три моих любимых клиента под вин (линуксоиды и бсдуны уже сделали свой выбор, поэтому о
клиентах под никсы - промолчу):
- Client: Очень симпатичная рожа и великолепная скриптоварня. Правда весит, сволочь, около 9 метров, точно
уже не помню. Когда-то я всем рассказывал, что мегапопулярный mIrc - это стандартно и не интересно юзал
Client и был доволен по самое не балуйся.
- xChat: никсовый клиент эмигрировавший под винду. Бесспорный лидер под *nix (имхо), но как мене
показалось после переезда приобрел глюковатость. Находка для perl-кодеров - именно на перловке пишутся
скрипты для хЧата.
- mIrc: Танкистам посвящается. 95% всего виндавозовского народа сидит именно на нем и радуется жизни.
Клиент постоянно обновляется, для него написаны несметные мегабайты скриптов и плагинов. В любом случае -
маст хэв. Единственное что меня в нем не радует - автор решил написать свой язык для скриптинга взяв за
основу синтаксис С. Как мне кажется, не лучшее решение, т.к. язык получился несколько неудобным. Но ко
всему можно привыкнуть.
Как-то я писал статейку для самых маленьких об использовании mIrc. Если кому будет интересно - почитают
(http://www.irc.armavir.ru/articles/man_mirc.htm), а теперь перейдем к командам.
Часть 5. Командуем.
Что бы команду можно было отличить от обычного сообщения перед ней обязательно должен стоять символ "/"
/list
Список каналов сети. Для того, что бы зайти на канал достаточно дважды кликнуть мышью в окне #list по
имени канала. Зная имя канала можно зайти на него с помощью команды
/join #[channel]
Сменить ник не разрывая соединения можно командой
/nick [nickname]
Но для начала ник нужно зарегать, что бы никто не смог зайти на сервер по вашим именем и злостно
дискредитировать его К тому же зарегистрировавшись вы сможете регистрировать каналы, заходить на каналы
параноиков с опцией ident. Если в течении 21 дня ник ни разу не будет аутентифицирован он автоматически
освобождается.
/msg nickserv register [nickname] [password] [e-mail]
А для аутинтифицировать при следующем заходе на сервер
/msg nickserv identify [password]
С версии 6.0 в mIrc введена поддержка нескольких серверов одновременно.
/server [-mnsar] [port] [password] [-i nick anick email name] [-j #channel pass] -m,n новое окно статуса
-s отсортировать лист серверов -а добавть указанный сервер в сервер-лист -r удалить сервер из сервер-листа
%)
/msg nickserv set password [newpassword] - установить новый пароль на ник.
/msg nickserv set url - установить ссылку которая будет ...моркаются в платочек и трогательно обнимаются