Метафизическая природа денег ч.1 Деньги - благо?

#1
В запасниках великого и живого Русского языка сотни пословиц и поговорок, посвященных деньгам. Похожих по смыслу и прямо противоположных, начиная от «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» и заканчивая «Счастье не в деньгах, а в их количестве». А что же на этот счет говорит психологическая философия, цель которой в обретении гармонии человеком понимания природы вещей и комфортного существования в современном мире, отягощенного океаном нужной и абсолютно бесполезной для конкретного индивидуума информации?
Деньги – это квинтэссенция материального мира, универсальное средство доступа к техническим и социальным достижениям человечества. Чем больше денег, тем больше возможности использовать все новейшие достижения, а значит обладание ими, с данной точки зрения - есть абсолютное благо. Благо, позволяющее развиваться человеку в самых различных направлениях, познавать мир, приносить пользу и добро окружающим. И кажется весьма логичным, что человек должен стремиться к увеличению собственного капитала.
Подобный подход виден еще в библейской притче о слугах и талантах, когда хозяин дал каждому из трех слуг меру серебра в виде таланта на хранение. Приумножившие деньги оказались достойными похвалы, зарывший и сохранивший свой единственный талант слуга стал предметом порицания. Это же мы видим и в протестантской доктрине, считающей умножение материального богатства, наградой свыше за праведную и мудрую жизнь. Самым известным протестантом, следовавшей подобной идеологии был Рокфеллер, набожность и невиданное богатство которого стало нарицательным. Ни отрицали блага материального мира, их органичность в праведной жизни верующего человека и православные святые. Один из них предлагал следующий путь к совершенству: «Ешь мало – здрав будешь, пей мало – умен будешь, работай много – богат будешь».
Казалось бы, мы пришли к парадоксальному на первый взгляд выводу: христианство, целью которого есть обретение Царства Небесного, взиравшее с высока на материальный статус человек, будто бы призывает нас к преумножению богатств в этом земном, бренном мире. Отрадная новость для тех, кто добился успеха еще при этой жизни и неизлечимая печаль, тем, кто надеялся на жизнь вечную!
А как же тогда библейское изречение о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому обрести Царство Небесное? – спросит иной читатель и будет прав в своем поиске истины и психологического комфорта. Действительно, деньги есть благо, повторюсь «они - универсальное средство доступа к техническим и социальным достижениям человечества». В этом определении подчеркну главное – они всего лишь СРЕДСТВО ДОСТУПА. Поэтому, чтобы обрести свое гармоничное «Я» человек должен сначала определиться и ответить для себя на бестолковый вроде бы, а для чего этот самый ДОСТУП к материальным благам?
Даосы, прославившимися своим долголетием и реализацией непознанных нами резервов организма, ответили на этот вопрос очень просто своим концептуальным положением даосизма, которое гласит, что МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА – НИЧТО, ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – БЕСЦЕННЫ. Даосы решили эту проблему раз и навсегда, скрывшись от посторонних глаз в горах, чтобы совершенствовать свое тело и дух. Второй составляющей даосского понимания жизненного пути человека было совершенствование «внутренней пилюли», т.е. развитие внутренней энергии. Они не надеялись на внешнюю пилюлю в качестве основного средства продления жизни и поддержания здоровья, т.е. на травы, мази и т.п. все это они расценивали как ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, которых может не оказаться в нужный момент.
Понимание даосской философии в некотором смысле дает и нам, европейцам, ключ к обретению гармонии в наших условиях, где не сбежишь и спрячешься в горах. Получается, что деньги фактически являются ВНЕШНЕЙ ПИЛЮЛЕЙ в первую очередь для тела и сознания человека. Но где же тот предел, при преодолении которого для конкретного индивидуума наступает ПЕРЕДОЗИРОВКА? А как определить минимум, без которого выжить физически в современных условиях невозможно? От чего он зависит от физиологических особенностей, состояния интеллекта или от других показателей человека? Сколько надо иметь денег, чтобы не мучится «за бесцельно прожитые годы?» и не идти по ложному пути зарабатывания «в поте лица своего» хлеба насущного?
Коммунистическая идеология давно ответила на этот вопрос своим признаком коммунистического лозунга: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Коммунисты оказались правы в главном – люди разные и тем самым сами опровергли свой изначальный лозунг о свободе, равенстве и братстве. Разный потенциал и разные потребности отделяют людей друг от друга. Делают мир многогранным и малоуправляемым. Люди можно сблизить, только сделав равными их потребности и возможности. Потребности одеваться в соответствии с определенным стилем, возможности приобрести жилье из расчета не более 20 квадратных метра на человека, возможность основной массы зарабатывать не более 300 долларов в месяц и так шаг за шагом в самых различных направлениях: культуре, сексе, сохранении своих традиций и т.д. В итоге создаются тысячи иллюзорных ориентиров, достижение которых в большинстве своем приносит лишь кратковременное обманчивое счастье. И без внешней пилюли, денег, в этом деле не обойтись.
А сможет ли человека содеять счастливым огромное состояние, неограниченное средство доступа, своеобразный тариф жизни UNLIMITED? И есть ли смысл в том, чтобы всю жизнь посвятить на обретение СРЕДСТВА доступа, которое мы называем нередко «Дело всей жизни» будь это выращивание хлеба, торговля или производство? В любом случае в поте лица своего мы пытаемся совершенствовать материальный мир. Может быть стоит посмотреть во внутрь себя как сделали это даосы или обратится к опыту православной церкви? Или в конце концов с высоты прогресса накопленных знаний о душе, теле и космосе определиться с целью жизни и роли в ней средства доступа к материальным достижениям. Ответить на эти вопросы и обрести гармоничное спокойное отношение к миру невозможно без четкого определения того, что кроме материально-технических достижений имеет для нас столь же, а порою и более важное значение. Сумма этих главных составляющих и позволяет определиться человеку, уделяя каждой из них ровно столько, сколько она этого заслуживает.
 

scopus

Житель города
#3
К чему это? Давно(или вообще)десертациями незанимался?
Или от нечего делать филосовский кабель решил поточить?
 

Aliens

Меня знают многие ;-)
#5
Метафизическая сущность денег есть "ограничение". И первое с чем вам приходиться встретиться "вы ограничены в деньгах".

Нет, не в физической силе, уме, знаниях, а именно в этих бумажках... это искуственное ограничение повергает многие сильные умы на ложные пути...

Это как старт бегуна из ямы, сколь сильным бы он ни был спортсменом, все зависит от глубины ямы.
 

Diesel

Житель города
#6
NicМногие сильные умы идут на "ложные пути" лишь в умах других - наблюдателей...
На самом же деле каждый человек думает, что поступил правильно, даже если он ступил, как ты говоришь на "ложный путь"
 

Aliens

Меня знают многие ;-)
#7
Будем рассуждать по детски:

Корова дает молоко, а Мойша собирает сливки :)

И вроде ни корова, ни Мойша по ложным путям не ходят, каждому своё - ВРОДЕ БЫ, НО...

Но в Жизни гораздо все сложнее, быть-может, корова - жульничает и ее молоко становится все менее жинрным, и потому у Мойши все меньше выходит из него сливок?


Не берусь судить о том, кто именно жульничает, но сливок становится меньше, и это значит, что не все правильно.

Не все правильно, - значит нечто ложно...