В запасниках великого и живого Русского языка сотни пословиц и поговорок, посвященных деньгам. Похожих по смыслу и прямо противоположных, начиная от «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» и заканчивая «Счастье не в деньгах, а в их количестве». А что же на этот счет говорит психологическая философия, цель которой в обретении гармонии человеком понимания природы вещей и комфортного существования в современном мире, отягощенного океаном нужной и абсолютно бесполезной для конкретного индивидуума информации?
Деньги – это квинтэссенция материального мира, универсальное средство доступа к техническим и социальным достижениям человечества. Чем больше денег, тем больше возможности использовать все новейшие достижения, а значит обладание ими, с данной точки зрения - есть абсолютное благо. Благо, позволяющее развиваться человеку в самых различных направлениях, познавать мир, приносить пользу и добро окружающим. И кажется весьма логичным, что человек должен стремиться к увеличению собственного капитала.
Подобный подход виден еще в библейской притче о слугах и талантах, когда хозяин дал каждому из трех слуг меру серебра в виде таланта на хранение. Приумножившие деньги оказались достойными похвалы, зарывший и сохранивший свой единственный талант слуга стал предметом порицания. Это же мы видим и в протестантской доктрине, считающей умножение материального богатства, наградой свыше за праведную и мудрую жизнь. Самым известным протестантом, следовавшей подобной идеологии был Рокфеллер, набожность и невиданное богатство которого стало нарицательным. Ни отрицали блага материального мира, их органичность в праведной жизни верующего человека и православные святые. Один из них предлагал следующий путь к совершенству: «Ешь мало – здрав будешь, пей мало – умен будешь, работай много – богат будешь».
Казалось бы, мы пришли к парадоксальному на первый взгляд выводу: христианство, целью которого есть обретение Царства Небесного, взиравшее с высока на материальный статус человек, будто бы призывает нас к преумножению богатств в этом земном, бренном мире. Отрадная новость для тех, кто добился успеха еще при этой жизни и неизлечимая печаль, тем, кто надеялся на жизнь вечную!
А как же тогда библейское изречение о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому обрести Царство Небесное? – спросит иной читатель и будет прав в своем поиске истины и психологического комфорта. Действительно, деньги есть благо, повторюсь «они - универсальное средство доступа к техническим и социальным достижениям человечества». В этом определении подчеркну главное – они всего лишь СРЕДСТВО ДОСТУПА. Поэтому, чтобы обрести свое гармоничное «Я» человек должен сначала определиться и ответить для себя на бестолковый вроде бы, а для чего этот самый ДОСТУП к материальным благам?
Даосы, прославившимися своим долголетием и реализацией непознанных нами резервов организма, ответили на этот вопрос очень просто своим концептуальным положением даосизма, которое гласит, что МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА – НИЧТО, ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – БЕСЦЕННЫ. Даосы решили эту проблему раз и навсегда, скрывшись от посторонних глаз в горах, чтобы совершенствовать свое тело и дух. Второй составляющей даосского понимания жизненного пути человека было совершенствование «внутренней пилюли», т.е. развитие внутренней энергии. Они не надеялись на внешнюю пилюлю в качестве основного средства продления жизни и поддержания здоровья, т.е. на травы, мази и т.п. все это они расценивали как ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, которых может не оказаться в нужный момент.
Понимание даосской философии в некотором смысле дает и нам, европейцам, ключ к обретению гармонии в наших условиях, где не сбежишь и спрячешься в горах. Получается, что деньги фактически являются ВНЕШНЕЙ ПИЛЮЛЕЙ в первую очередь для тела и сознания человека. Но где же тот предел, при преодолении которого для конкретного индивидуума наступает ПЕРЕДОЗИРОВКА? А как определить минимум, без которого выжить физически в современных условиях невозможно? От чего он зависит от физиологических особенностей, состояния интеллекта или от других показателей человека? Сколько надо иметь денег, чтобы не мучится «за бесцельно прожитые годы?» и не идти по ложному пути зарабатывания «в поте лица своего» хлеба насущного?
Коммунистическая идеология давно ответила на этот вопрос своим признаком коммунистического лозунга: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Коммунисты оказались правы в главном – люди разные и тем самым сами опровергли свой изначальный лозунг о свободе, равенстве и братстве. Разный потенциал и разные потребности отделяют людей друг от друга. Делают мир многогранным и малоуправляемым. Люди можно сблизить, только сделав равными их потребности и возможности. Потребности одеваться в соответствии с определенным стилем, возможности приобрести жилье из расчета не более 20 квадратных метра на человека, возможность основной массы зарабатывать не более 300 долларов в месяц и так шаг за шагом в самых различных направлениях: культуре, сексе, сохранении своих традиций и т.д. В итоге создаются тысячи иллюзорных ориентиров, достижение которых в большинстве своем приносит лишь кратковременное обманчивое счастье. И без внешней пилюли, денег, в этом деле не обойтись.
А сможет ли человека содеять счастливым огромное состояние, неограниченное средство доступа, своеобразный тариф жизни UNLIMITED? И есть ли смысл в том, чтобы всю жизнь посвятить на обретение СРЕДСТВА доступа, которое мы называем нередко «Дело всей жизни» будь это выращивание хлеба, торговля или производство? В любом случае в поте лица своего мы пытаемся совершенствовать материальный мир. Может быть стоит посмотреть во внутрь себя как сделали это даосы или обратится к опыту православной церкви? Или в конце концов с высоты прогресса накопленных знаний о душе, теле и космосе определиться с целью жизни и роли в ней средства доступа к материальным достижениям. Ответить на эти вопросы и обрести гармоничное спокойное отношение к миру невозможно без четкого определения того, что кроме материально-технических достижений имеет для нас столь же, а порою и более важное значение. Сумма этих главных составляющих и позволяет определиться человеку, уделяя каждой из них ровно столько, сколько она этого заслуживает.
Деньги – это квинтэссенция материального мира, универсальное средство доступа к техническим и социальным достижениям человечества. Чем больше денег, тем больше возможности использовать все новейшие достижения, а значит обладание ими, с данной точки зрения - есть абсолютное благо. Благо, позволяющее развиваться человеку в самых различных направлениях, познавать мир, приносить пользу и добро окружающим. И кажется весьма логичным, что человек должен стремиться к увеличению собственного капитала.
Подобный подход виден еще в библейской притче о слугах и талантах, когда хозяин дал каждому из трех слуг меру серебра в виде таланта на хранение. Приумножившие деньги оказались достойными похвалы, зарывший и сохранивший свой единственный талант слуга стал предметом порицания. Это же мы видим и в протестантской доктрине, считающей умножение материального богатства, наградой свыше за праведную и мудрую жизнь. Самым известным протестантом, следовавшей подобной идеологии был Рокфеллер, набожность и невиданное богатство которого стало нарицательным. Ни отрицали блага материального мира, их органичность в праведной жизни верующего человека и православные святые. Один из них предлагал следующий путь к совершенству: «Ешь мало – здрав будешь, пей мало – умен будешь, работай много – богат будешь».
Казалось бы, мы пришли к парадоксальному на первый взгляд выводу: христианство, целью которого есть обретение Царства Небесного, взиравшее с высока на материальный статус человек, будто бы призывает нас к преумножению богатств в этом земном, бренном мире. Отрадная новость для тех, кто добился успеха еще при этой жизни и неизлечимая печаль, тем, кто надеялся на жизнь вечную!
А как же тогда библейское изречение о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому обрести Царство Небесное? – спросит иной читатель и будет прав в своем поиске истины и психологического комфорта. Действительно, деньги есть благо, повторюсь «они - универсальное средство доступа к техническим и социальным достижениям человечества». В этом определении подчеркну главное – они всего лишь СРЕДСТВО ДОСТУПА. Поэтому, чтобы обрести свое гармоничное «Я» человек должен сначала определиться и ответить для себя на бестолковый вроде бы, а для чего этот самый ДОСТУП к материальным благам?
Даосы, прославившимися своим долголетием и реализацией непознанных нами резервов организма, ответили на этот вопрос очень просто своим концептуальным положением даосизма, которое гласит, что МАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА – НИЧТО, ЗДОРОВЬЕ И ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – БЕСЦЕННЫ. Даосы решили эту проблему раз и навсегда, скрывшись от посторонних глаз в горах, чтобы совершенствовать свое тело и дух. Второй составляющей даосского понимания жизненного пути человека было совершенствование «внутренней пилюли», т.е. развитие внутренней энергии. Они не надеялись на внешнюю пилюлю в качестве основного средства продления жизни и поддержания здоровья, т.е. на травы, мази и т.п. все это они расценивали как ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, которых может не оказаться в нужный момент.
Понимание даосской философии в некотором смысле дает и нам, европейцам, ключ к обретению гармонии в наших условиях, где не сбежишь и спрячешься в горах. Получается, что деньги фактически являются ВНЕШНЕЙ ПИЛЮЛЕЙ в первую очередь для тела и сознания человека. Но где же тот предел, при преодолении которого для конкретного индивидуума наступает ПЕРЕДОЗИРОВКА? А как определить минимум, без которого выжить физически в современных условиях невозможно? От чего он зависит от физиологических особенностей, состояния интеллекта или от других показателей человека? Сколько надо иметь денег, чтобы не мучится «за бесцельно прожитые годы?» и не идти по ложному пути зарабатывания «в поте лица своего» хлеба насущного?
Коммунистическая идеология давно ответила на этот вопрос своим признаком коммунистического лозунга: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Коммунисты оказались правы в главном – люди разные и тем самым сами опровергли свой изначальный лозунг о свободе, равенстве и братстве. Разный потенциал и разные потребности отделяют людей друг от друга. Делают мир многогранным и малоуправляемым. Люди можно сблизить, только сделав равными их потребности и возможности. Потребности одеваться в соответствии с определенным стилем, возможности приобрести жилье из расчета не более 20 квадратных метра на человека, возможность основной массы зарабатывать не более 300 долларов в месяц и так шаг за шагом в самых различных направлениях: культуре, сексе, сохранении своих традиций и т.д. В итоге создаются тысячи иллюзорных ориентиров, достижение которых в большинстве своем приносит лишь кратковременное обманчивое счастье. И без внешней пилюли, денег, в этом деле не обойтись.
А сможет ли человека содеять счастливым огромное состояние, неограниченное средство доступа, своеобразный тариф жизни UNLIMITED? И есть ли смысл в том, чтобы всю жизнь посвятить на обретение СРЕДСТВА доступа, которое мы называем нередко «Дело всей жизни» будь это выращивание хлеба, торговля или производство? В любом случае в поте лица своего мы пытаемся совершенствовать материальный мир. Может быть стоит посмотреть во внутрь себя как сделали это даосы или обратится к опыту православной церкви? Или в конце концов с высоты прогресса накопленных знаний о душе, теле и космосе определиться с целью жизни и роли в ней средства доступа к материальным достижениям. Ответить на эти вопросы и обрести гармоничное спокойное отношение к миру невозможно без четкого определения того, что кроме материально-технических достижений имеет для нас столь же, а порою и более важное значение. Сумма этих главных составляющих и позволяет определиться человеку, уделяя каждой из них ровно столько, сколько она этого заслуживает.