Меньше значит лучше?

Aliens

Меня знают многие ;-)
#1
21.01.2009 10:44

Автор: Александр Ховрин

Украсть - так миллион, работать - так в "Газпроме". Малый бизнес не очень уважаем в стране гигантомании. Вместе с тем, известно, что каждый второй россиянин находит причины работать именно в сегменте малого бизнеса.

В одном из исследований ВЦИОМ спросил россиян о том, какие характеристики наиболее важны для них при выборе компании-работодателя. Первые три места заняли такие параметры, как "хорошая зарплата", "полное и своевременное выполнение компанией своих обязательств перед работниками" и "уверенность в том, что изменений к худшему не случится". Последний пункт сегодня актуален, как никогда.

Нетрудно сообразить, что ничем из перечисленных не могут похвастаться небольшие фирмы, которые сегодня закрываются одна за другой. Таким, дай бог, платить средние по рынку зарплаты, да и то - "в конвертах". Проблемы с офердрафтом в случае кассовых разрывов и, как следствие, задержки с выплатами - тоже обыденность у "малышей". Что говорить о стабильности, если малый бизнес регулярно страдает от законодательных инициатив, пролоббированных более крупными конкурентами, и беззащитен перед произволом любого, даже самого мелкого чиновника. Многие предприятия малого бизнеса беззащитны перед кризисными штормами (особенно предприятия сферы услуг), и закрываются одно за другим. Так что, следуя логике упомянутого опроса, мечта среднего россиянина - работа в корпорации, желательно с госучастием. Подтверждают это и все рейтинги "компаний мечты", которые возглавляют монструозная компания Газпром, другие сырьевые гиганты и Сбербанк.

В то же время более 50% (данные организации "Опора России") всех трудящихся в стране заняты на предприятиях с числом работников до 250 человек, то есть в самом что ни на есть малом бизнесе. Получается, что это несчастная половина - те, кому не хватило мест в корпорациях, а последние имеют возможность собирать под свои знамена лишь блестящие умы и "золотые" руки?

Дороже денег

На самом деле, не стоит ни жалеть работников малых предприятий, ни спешить с выводами, исходя из соцопросов. Отвечая социологам, люди обычно опираются на здравый смысл, тогда как в своих поступках они сплошь и рядом руководствуются эмоциями. Светлана Фролова работала офис-менеджером в микрофирме с персоналом в 15 человек. Затем вслед за мужем она переехала в Москву и заняла аналогичную должность в весьма крупной компании. Если проанализировать исключительно материальный аспект, то новое место выигрывает по всем статьям: более высокий и полностью "белый" оклад, сразу же оформленный медполис (на старой работе его только обещали - в течение многих месяцев) и полное соблюдение всех прочих требований законодательства. Стоит добавить, что на прежнем месте карьерные перспективы у Светланы отсутствовали в принципе - она подчинялась непосредственно собственнику, расти было некуда. То есть жить бы да радоваться, но девушка вздыхает, вспоминая о прошлом: "Там я чувствовала свою значимость".При анонимных опросах работников очень часто встречаются жалобы типа "мне и денег не надо, но хоть бы слово доброе сказали".

Светлана не уникальна в своих предпочтениях. Ощущение причастности к конечному результату работы компании, доступное работнику предприятия-карлика и неизведанное рядовыми корпоративных армий, является серьезным конкурентным преимуществом "малышей" в борьбе за кадры. Чувствовать себя винтиками большой машины нравится далеко не всем. Причем на более сытом Западе эта тенденция уже давно набирает обороты. В последние десятилетия лучшие выпускники Америки все чаще уходят именно в малый бизнес, хотя примерно до 80-х годов прошлого века их поголовно вербовали гиганты уровня IBM или General Electric.

Наши же люди вдобавок и весьма трепетно относятся к межличностным отношениям. Как отмечает консультант по вопросам мотивации персонала Вячеслав Летуновский, при анонимных опросах работников очень часто встречаются жалобы типа "мне и денег не надо, но хоть бы слово доброе сказали". Очевидно, что руководство крупных компаний просто не в состоянии каждому из тысячи (а то и десятков тысяч) сотрудников сказать "доброе слово", поэтому вопросы мотивации решаются путем составления тех или иных формализованных схем поощрения/наказания - в основном, материального характера. И уж точно топ-менеджер не будет выпивать с подчиненными на брудершафт и не отправится затем с ними на дискотеку. Поэтому для многих из нас захудалая "контора, где все свои", может оказаться куда более привлекательным работодателем - даже несмотря на меньшую, "черную" и нерегулярную зарплату, отсутствие перспектив и прочие объективные недостатки. Просто потому, что директор маленькой конторы - "хороший мужик".

Идем по-малому

Впрочем, дружеская атмосфера в маленьких компаниях и ощущение самоценности - значимые факторы для дауншифтеров или людей с изначально скромными амбициями. Но и для карьериста работа в небольшой фирме может оказаться небесполезной.

Специфика малого бизнеса обусловливает универсализм работников. Упомянутая Светлана Фролова, будучи формально офис-менеджером крохотной фирмы, также выполняла функции кредитного инспектора, кассира, бухгалтера материального стола и даже, отчасти, эйчара. Это, несомненно, повышает личный капитал и расширяет горизонт планирования карьеры.

Намного короче в небольших компаниях и карьерные шаги - хотя бы потому, что их руководству трудно приглашать опытных менеджеров со стороны и приходится "выдвигать" своих. Да и назначение на должность с громким названием является попыткой компенсировать низкую зарплату сотрудника и удержать его от ухода. Это обстоятельство, однако, вполне можно "обыграть" в свою пользу.

Светлана Лагода начала работать в маленькой рекламной фирме в качестве помощника директора (он же - владелец). Со временем она стала незаменимым работником и вытребовала себе не прибавку к зарплате, а должность заместителя директора по работе с персоналом. Проработав для приличия еще немного, она перешла на должность начальника эйчар-отдела в довольно большую сетевую компанию из сферы непродуктового ретейла. Сейчас в ее подчинении почти столько же людей, сколько было у ее бывшего начальника, а нынешняя зарплата - несоизмеримо выше прежней.

Правда, к идее карьерного "финта" в виде ухода в маленькую компанию ради высокой должности с одобрением относятся не все. Так, Дмитрий С. начал работать в 21 год специалистом эйчар-департамента крупнейшего промышленного холдинга, а через два года польстился на предложение небольшого банка занять менеджерскую позицию. Позже он расценил свое решение как ошибку - по его словам, бизнес-процессы разных по масштабу структур отличаются столь кардинально, что ему - мечтающему о "звездной" карьере в одной из лидирующих компаний - пришлось начинать заново. В том смысле, что он согласился вновь занять линейную должность в корпорации (правда, другой - телекоммуникационной), и уже там выслуживался до начальника.

Смерть динозаврам!

Перспективы перспективами, но в условиях кризиса работников, в первую очередь, волнует стабильность. А последней, как выяснилось, гиганты гарантировать не могут.

В отличие от барахтающихся в кризисном болоте "адмиралов бизнеса" и десятков тысяч их сотрудников, Александр Ф. по ночам спит спокойно. Он - совладелец небольшого автосервиса, и кризис ему только на руку. В кредиты фирма не влезала, клиенты, в основном, предприниматели, также работающие в незатронутых нишах, при этом на новые машины они в ближайшее время точно не пересядут, так как банки сворачивают кредитование. И таких примеров достаточно много. Недостатки малого бизнеса, связанные, главным образом, с отсутствием фондирования, сейчас обернулись серьезным преимуществом.

Понятно, что все зависит от отрасли. Но, например, аптечные и продуктовые ретейлеры, особенно ориентированные на экономного покупателя, должны пройти 2009 год без особых потерь - ведь есть и болеть люди не перестанут. Так что известные проблемы у сетевых компаний из этих сегментов связаны лишь с их неуемными амбициями и слишком легким (когда-то) доступом к заемным средствам; нишевые, мелкие игроки кризис переживут.

Наверняка в выигрыше окажутся такие традиционно небольшие компании, как коллекторские агентства, юридические консультации, фирмы по установке металлических дверей (весьма актуально в условиях наблюдаемого роста наличности на руках у населения) и т. п. Не пострадают и малые предприятия, оказывающие услуги бюджетникам. Впрочем, по тому, как складывается сейчас ситуация (имеется в виду масштабный выкуп корпоративных долгов на бюджетные деньги), можно допустить, что скоро в стране весь бизнес будет делиться на государственный и малый.

Источник: Работа.ru
 

Автор

Гость города
#4
Если взять крупные компании, такие как Форд, Макдональдс, Toshiba, Mitsubishi, то во всех этих компаниях есть принципы того, как эта компания живет. Это внутренняя система игры в компании: как человек может придти в компанию, до каких высот он может вырасти, как это будет здорово на больших высотах. Где-то, на определенных уровнях, дарят машины, где-то на определенном уровне, сотрудник получает мало карманных денег, но летает только первым классом и останавливается в гостинице только уровня 5 звезд. Есть определенная система поощрений и привилегий и это не только деньги. Для человека важно то, как он может зарабатывать деньги, а не получать и ему интересна система не закрытая, а открытая.
Когда человек знает правила игры в этой компании, когда он знает, как он может расти в этой компании, сколько он будет зарабатывать, какие у него будут преимущества в жизни, чего он должен достичь для того, чтобы получить эти преимущества, он чувствует себя более свободным. И он способен достигать гораздо больших результатов, он готов выкладываться на 100%.
Есть такая большая проблема, которая сейчас стоит у многих компаний - есть руководители, но руководители это одно, а сотрудники – это совсем другое, то есть это не компания Сотрудников. Вот тошибовец гордится тем, что он тошибовец и он знает, чего он может добиться, играя в эту игру. И у него совпадают цели игры с его собственными целями, ему нравится, что он может стать техническим директором компании, а технический директор компании – это круто! Технический директор в Toshiba – в 26-м поколении самурай.
Есть определенные свои правила поощрений и взысканий, система роста и это игра, которую создает компания, это то, что наполняет её жизнью. В многоуровневой мотивации есть 4 основных мотива, почему люди что-то делают. Мы делаем что-то в жизни, потому что это нужно делать.
Человеку должно быть понятно, как он может заработать больше в своей компании. Что он для этого должен достичь, чтобы заработать больше, наверное, на этот вопрос интересно получить ответ каждому, это должно быть просто, понятно, прозрачно. Если я хочу больше зарабатывать, что я должен делать?
Второй момент – это личная выгода. Есть вещи, которые мы делаем, потому что у нас есть личная выгода. Ведь и у нас есть личная выгода, ведь это личная выгода - сидеть возле окна или быть непонятно где, иметь компьютер с плоским экраном или иметь старый отстой. Есть личная выгода, если у человека есть собственное место на стоянке, куда он может, а никто другой не может ставить машину. Создайте правило, чтобы людям стало понятно, как им можно получить больше личных выгод, не только деньги, а еще какие-то дополнительные вещи, как он может получить хорошее кресло. Вот, например, на каком уровне за человеком едет служебная машина? Это не деньги, да какие это деньги, это просто служебная машина, чтобы ему было удобнее.
Есть разные личные выгоды, которые может получать человек. Человек может получать право на свободный день обучения, это тоже не деньги, это личная выгода, это отдельная вещь, почему мы что-то делаем. Выше этого находится следующий уровень мотивации – интерес. Интерес – это важность. Вот как создать интерес, чтобы показать, что что-то является важным, ценным и может увеличить желание человека, может помочь ему добиться большего. С этим связан интерес, ради этого люди готовы потратить деньги и это отдельный уровень мотивации, который посвящен тому, как создать компанию интересов людей. Есть более интересная работа, а есть менее интересная. У человека может увеличиваться его уровень интереса в компании и это отдельные правила, которые увеличивают его интерес. Интерес нахождения в этой компании. Есть, например, компания, в которой не интересно, которая решает маленькие задачи, а, допустим, получить в свое распоряжение страну для организации представительств БизнесФорвард – это интересно.
Есть еще более высокий уровень мотивации – это чувство долга.
 
#6
Странная тема - ТС скопипастил статью, даже не выразив своё к ней отношение, но хоть ссылку (не активную почему-то) поставил.
А "Автор" скопипастил "свой" ответ отсюда: http://www.businessforward.ru/programmi/mn..._personala.html

Я попал в разговор ботов =:cool:
 

Aliens

Меня знают многие ;-)
#7
Раздолбайкер.
Спасибо!!! Значит нюх меня не подвел. Семинары и тренинги епт. :) Рубашка другой -животный тотже.
 
A

Aliens

Guest
#8
Интересная тема, только к чему в России примеры таких компаний как Тошиба или Мицубиси ? У них кайдзен, у них система найма Z, у них менталитет другой...у них никогда не поймут, как можно на таком гиганте как ВАЗ сменить хозяев три раза за пять лет (ни разу до этого не сталкивавшихся с автопромом), как можно руководителями назначать людей, которые до управления ЗАВОДАМИ сидели в кабинетах и составляли "объективки" на людей...
 

Aliens

Меня знают многие ;-)
#9
Странная тема - ТС скопипастил статью, даже не выразив своё к ней отношение, но хоть ссылку (не активную почему-то) поставил.
Нет у меня мнения по - поводу этой статьи! Хотелось бы ваше услышать. Вот Aliens высказался, ему спасибо.
Ссылка неактивная т.к. в источнике она тоже была неактивная.
А что такое (кто такой) ТС, что-то немогу сообразить или забыл?!

А "Автор" скопипастил "свой" ответ отсюда: http://www.businessforward.ru/programmi/mn..._personala.html

Я попал в разговор ботов =:cool:
Кстати, совсем не в тему сообщение (копипаст) "Автора", мне так кажеЦЦа (голосом Райкина)