Лучше Хинштейн про ФОМС пусть рассказывает
Летальный исход Зурабова
Минздравсоцразвития лихорадит от обысков и арестов
Рисунок Алексея Меринова
Новый, не имеющий себе равных коррупционный скандал взорвал высшие кабинеты власти. Генпрокуратура и ФСБ обезглавили всю верхушку ведомства Михаила Зурабова: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Семь руководителей ФФОМС, в том числе его директор Андрей Таранов, арестованы по обвинению в нецелевом использовании бюджетных средств и получении взяток.
Для Зурабова, в чьем подчинении находился ФФОМС, все случившееся оказалось полной неожиданностью и вызвало подобие инфаркта. Если учесть, что директор ФФОМС являлся его доверенным лицом, а в прошлом и бизнес-партнером, ясно, что кресло под министром не просто зашаталось — заходило ходуном…
По понятным причинам детали этой беспрецедентной акции держатся в секрете.
Между тем, по имеющимся у нас данным, размах операции гораздо шире, чем даже можно себе представить. Прокуратурой одновременно было проведено около 150 обысков в 18 регионах. Объем изъятых денег и ценностей столь велик, что пока его не успели даже до конца сосчитать: общая сумма составляет не менее 5 миллионов долларов, и это без учета найденных у чиновников драгоценностей.
Обыски прошли не только в ФФОМС и его территориальных отделениях, но и в других структурах Минздрава, а также в крупнейших фармацевтических компаниях: “Биотэк”, “Протэк”, “Аптека-холдинг”.
Арестовано все руководство ФФОМС: директор Андрей Таранов, его заместители Андрей Усенко, Дмитрий Шиляев, Наталья Климова (последняя, кстати, генерал-майор ФСБ в отставке и первая в России женщина-генерал), начальник финансового управления фонда Нина Фролова, руководитель КРУ Татьяна Маркова, главный бухгалтер Галина Быкова. Еще один подозреваемый — бывший первый зам. директора Юрий Яковлев — успел срочно лечь в больницу, прежде чем ордер на его арест был выписан.
По информации “МК”, чиновникам инкриминируется нецелевое использование бюджетных средств и массовые взятки. В частности, речь идет об “откатах” за получение госзаказов на поставку лекарств и медоборудования, которые верхушка ФФОМСа якобы получала от коммерсантов и руководителей территориальных отделений фонда.
Ведомство Михаила Зурабова и раньше не раз подвергалось критике за странную пристрастность при размещении госзаказов. Фактически вся монополия на поставки лекарств была отдана нескольким компаниям, близким к руководству ведомства, причем изначально делалось это вообще без всяких конкурсов, волевым решением Минздрава.
Сам Зурабов неоднократно отрицал корыстную заинтересованность при распределении бюджетных миллиардов, объясняя свои симпатии неготовностью большинства фармкомпаний к масштабным поставкам. Интересно, что будет говорить он теперь, когда все эти подозрения обрели форму уголовного дела?
Особую пикантность скандалу придает то, что большинство обвинений касается государственной программы ДЛО (дополнительное лекарственное обеспечение). Именно стараниями Зурабова средства на эту программу были увеличены в разы: в прошлом году они составили около 56 миллиардов рублей, а в текущем — порядка 40. Смысл ДЛО заключается в том, что государство направляет из бюджета средства на закупку лекарств для льготников, но “живых” денег пациенты не получают: миллиарды лежат на счетах и при необходимости перечисляются напрямую в фонды ОМС.
Между тем, как сейчас выясняется, часть этих средств исчезла в неизвестном пространстве. Недостача составила примерно 26 миллиардов, которые Зурабов еще с лета пытался дополнительно выбить у правительства. Масштаб скандала достиг такого уровня, что министру здравоохранения пришлось даже ставить вопрос об отставке директора ФФОМС.
Как говорят наши источники, в минувшую субботу Таранов был вызван к Зурабову, который предложил ему написать заявление об уходе и стать директором Института послеоперационного образования, однако операция Генпрокуратуры нарушила эти планы.
Андрей Таранов был задержан в своем служебном кабинете во вторник. При обыске у него было найдено около 20 тысяч долларов, 220 тысяч рублей и сберкнижка с вкладом на 12 миллионов рублей. Самый большой улов оперативно-следственную группу ждал у его бывшего первого зама Яковлева: вовремя уволившийся чиновник хранил у себя порядка миллиона евро.
Несомненно, что Михаил Зурабов будет сейчас всячески дистанцироваться от засыпавшихся подчиненных. На вчерашнем заседании Госдумы, когда министр выступал с докладом о новых достижениях в социальной сфере, я впрямую потребовал от него комментариев случившегося. Зурабов отвечать отказался, отговорившись тем, что это не имеет отношения к обсуждаемым проблемам.
Это тем более глупо, поскольку о ближайших отношениях Зурабова с Тарановым знает все министерство. До возвращения на госслужбу бывший врач кремлевской ЦКБ Таранов вместе с Зурабовым был соучредителем и одним из руководителей страховой компании “Макс”.
(Видимо, нет ничего удивительного в том, что впоследствии “Макс” получил выгоднейший контракт на медицинское страхование сотрудников ФФОМС. Аналогичный контракт, безо всяких конкурсов, был заключен и с Пенсионным фондом в период его руководства Зурабовым.)
В этой связи невозможно поверить, что Зурабов ничего не ведал о проделках своих подчиненных. Мне доводилось общаться и с Зурабовым, и с Тарановым не раз, и я имел возможность воочию наблюдать, сколь жестким и авторитарным руководителем является министр здравоохранения: без его ведома не пролетит и муха.
И если Зурабову удастся сохранить сейчас свое кресло, это станет совершеннейшим нонсенсом: хотя бы еще и потому, что аферы с ДЛО — даже не верхушка айсберга; куцый уголок.
О коррупции в Минздравсоцразвития можно слагать целые саги. Хотя лично мне больше по нраву формат, предложенный Генпрокуратурой...
Московский Комсомолец
от 18.11.2006
Александр ХИНШТЕЙН