Интеллигенция как вид социума

509

Гость города
#1
«Помимо бесчисленных глаголов иноземного происхождения, наводнивших нашу современную печать, особенно одолели и до тошноты опротивели слова: интеллигенция, интеллигентный, и даже чудовищное имя существительное — интеллигент, как будто что-то особенно высокое и недосягаемое. Случается даже встречать: «сельская интеллигенция»… В известном смысле, впрочем, эти выражения обозначают действительно понятия новые, ибо «интеллигенции» и «интеллигентов» у нас прежде не бывало. У нас были «люди ученые», затем «люди образованные», наконец, хотя и «не ученые» и «не образованные», но все-таки «умные». «Интеллигенция» же и «интеллигент» не означают ни того, ни другого, ни третьего. Всякий недоучка, нахватавшийся новомодных оборотов и слов, зачастую даже и круглый дурак, затвердивший такие выражения, считается у нас интеллигентом, а совокупность их — интеллигенцией».
Эти слова принадлежат Ивану Михайловичу Желову, и взяты они из его статьи «Иноязычие в русском языке», что была опубликована в сборнике «Филологические записки», выпуск 4-5. Воронеж, 1890.

В разное время разные люди по-разному трактовали само понятие «интеллигенция». К примеру, Маркс говорил о народной интеллигенции как о самосознании всего народа: «Интеллигенция — это самосознание народа, а ее носитель — весь народ», академик Д.С.Лихачев писал «Интеллигент же — это представитель профессии, связанной с умственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью», ну, а выражение В.И. Ленина «Интеллигенция – это говно нации» известно многим.

Впервые в России термин «интеллигенция» употребил запись В.А. Жуковский в своем дневнике 2 февраля 1836 года: «…осветился великолепный Энгельгардтов дом, и к нему потянулись кареты, все наполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которые у нас представляют всю русскую европейскую интеллигенцию». Здесь интеллигенция подразумевает собой некий отдельный культурный слой, европейски образованный.

Цитата из учебника «Культурология« (Дорогова Л.Н., Пыханов Ю.В., Мареева Е.В., Мареев С.Н., Рябчун Н.П):
«Интеллигенция — это: крупная социально-культурная общность, социальный массив людей с активной общественной позицией, профессионально занимающихся творческим умственным трудом; общественная группа, мощный дифференцированный социальный контингент людей, получивших современное научное образование, обладающих системой знаний, что позволяет им творить в мире знаний в наиболее сложных формах культуры — науке, искусстве, образовании, религии; заниматься развитием и распространением культуры.
К ним, прежде всего, относятся:

• ориентация на общечеловеческие качества, приверженность идее справедливости, критическое отношение к существующим социальным формам правления общества, далеким от идеалов гуманизма и демократии;
• единство духовной природы человека-интеллигента и людей, чьи интересы и по¬требности он выражает;
• верность народу, патриотизм, активное подвижничество, творческая одержимость;
• глубоко развитое понимание своего «Я», независимость, достаточная самостоятельность, обостренная любовь к свободе, к свободе самовыражения. Личностное начало осознается интеллигентом как высшая ценность;
• мужество, стойкость в отстаивании своих, продиктованных совестью и убеждением позиций;
• противоречивость, социально-нравственная напряженность между различными отрядами интеллигенции;
• своеобразное, двойственное осознание действительности, приводящее нередко к серьезным политическим кол*цензура*иям, проявлению консерватизма, некоторой импульсивности на события в жизни;
• нередкое сочетание одухотворенности с меркантилизмом, высокой степени самосознания с эгоцентризмом.

Наряду с позитивным мнением существует и негатив. Д.И.Овсянниково-Куликовский в своей работе «Интеллигенция как социальный феномен» говорит: «…смешивать интеллигенцию с образованным классом страны, людьми занятыми в интеллектуальной сфере, — грубая ошибка. Хотя, действительно, интеллигенция действует в сфере культуры, и склонна идеологически подчинять себе культуру и монополизировать интеллектуальную сферу вообще…
И все же интеллигентность – это далеко не ученость.»

Н.Бердяев свидетельствовал: «Многие замечательные ученые-специалисты, как, например, Лобачевский или Менделеев, не могут быть в точном смысле причислены к интеллигенции, как, и наоборот, многие, ничем не ознаменовавшие себя в интеллектуальном труде, к интеллигенции принадлежат». Это цитата из «Русской идеи» (3, гл. I).

Еще столетие назад в альманахе «Вехи» было опубликовано: «…средний массовый интеллигент в России большею частью не любит своего дела и не знает его. Он — плохой учитель, плохой инженер, плохой журналист, непрактичный техник и проч., и проч. Его профессия представляет для него нечто случайное, побочное, не заслуживающее уважения. Если он увлечется своей профессией, всецело отдастся ей — его ждут самые жестокие сарказмы со стороны товарищей».

А как вы относитесь к интеллигенции, и вообще, причисляете себя к этой группе социума или нет?
 
#2
509Я думаю, что благодаря прогрессу понятие интеллегенции размылось и таковым может являться каждый, чья деятельность связана с умственным трудом будь то профессор, оператор станков с ЧПУ или механик в автосервисе, тренер по каратэ, дворник или маркетолог. Я считаю, что думание как процесс - необходимое свойство человека современности. В противном случае он животное.
 

509

Гость города
#3
Мышление (думание) - не есть показатель интеллигентности, но есть показатель интеллектуальности человека.
 

Aliens

Меня знают многие ;-)
#5
Еще при СССР не пользовались официально словом интеллегенция, оно было типа жаргонным. Официально употреблялась формулировка "человек интеллектуального труда".

И эта формулировка не утратила свой значимости и теперь, то есть под понятие интеллигинции может подойти и дизайнер и бухгалтер, и начальник - если рассматривать в этом смысле как "человек умственного труда".

Но... слово "интеллегенция" появилось уже как результат дальнейшего расслоения этой части народа... типа никто бухгалтера интеллегентом не назовет, или обычного рядового скрипача/пианиста/бОяниста... а вот режисеры, дизайнеры, писатели - это типа они - интеллегенты...

Нужно ли это расслоение?
Я, в принципе, не возражаю...
Но все же, вместо слова "интеллегент", предпочел бы старое СССР-ское "человек интеллектуального труда"...
 

Aliens

Меня знают многие ;-)
#6
509
В учебнике "Культурология" перепутаны причины и следствия:
- причина: целенаправленные и кропотливые занятия умственным трудом
- следствие: приверженность идее, народу, и т.п.

Считаю не правильным рассматривать следствия, как отдельную категорию, так как эти следствия не обязательны - человек может заниматься интеллектуальным трудом всю жизнь - но свою идею не найти....

Речь должна идти не о категории, а об отдельных личностях, которые достигли особого понимания реальности... ни ни о каких "прослойках общества" не может идти речи - так как результат - не гарантирован....!!!!
достижение универсума - есть лишь результат личности...

Такой прослойки как "интеллегенция" - нельзя обеспечить, ни образованием, ни чем иным... она может возникнуть... но опять таки - это искусственное определение "прослойки"... в самом деле могут быть только отдельные личности ...

P.S.
Вообще меня такие учебники как "культурология" повергают в шок... так как они ни какие не "логии", а бред... еще учебники философии современные - доходят до бреда...
И еще маразм в нашей гуманитарной области развивается...к примеру: в одном учебнике и идеи, и биографии, и т.п. Есть ведь "история науки", а есть "сама наука"... какой смысл это совмещать в одном учебнике? Разве что для получения культурно-образованных интелллегентов, которые по-сути, в самом деле обычные "шариковы" только в области интеллектуального труда...
 

509

Гость города
#7
Nic, я не разделяю мнения об интеллигенции авторов "Культурологии". Просто привел цитату как пример определения понятия "интеллигенция".

Что же касается того, кого считать интеллигентом, то тут надо в первую очередь определиться, что мы под этим подразумеваем. Вот, к примеру, понятие "творческая интеллигенция" мне лично глубоко претит, так как если понятие "интеллигентность" отождествлять с понятиями "воспитанность" или "интеллектуальность" - то получается картина, полная маразма. Боря Моисеев - интеллигент? Телевизионные клоуны - творческая интеллигенция?
Если причислить к творческой интеллигенции действительно творческих людей, таких, как Достоевский, Репин и т.д. - то мы обнаружим, что большинство реально творческих личностей открещивались и открещиваются от "интеллигенции" как от огня. Потому как классический образ интеллигента - это образ недалекого человека, нахватавшегося "вершков", мнящего себя "вершителем судеб мира", высмеивающего чужое мнение - и далее, в том же духе. Классические примеры современной творческой интеллигенции - господа Познер, Гордон, Сванидзе и иже с ними (хотя, какие они господа! Господа все в Париже).

Если же брать понятие "техническая интеллигенция" - то тут опять вопросы. Инженер - технический интеллигент? Но инженер инженеру рознь. Одни изобретают что-то новое, другие всю жизнь рисуют оснастку, при этом выставляя себя чуть ли не Кулибиным. Кто же из них интеллигент?

Я согласен с Nic'ом, что вместо понятия "интеллигенция" вполне подошел бы термин "человек интеллектуального (или умственного) труда". Этим бы отсеклись все остальные "претендующие" на некую "особенность" и "обособленность" иждивенцы общества, подающие себя под соусом "совести народа" , "голоса народа", теле-клоуны и иже с ними.
 
#8
509Человеком умственного труда сейчас можно назвать большую часть населения. Даже водитель современного мусоровоза и тот интеллигент
 

509

Гость города
#9
Мирный человек, почему бы и нет? По-крайней мере, для вождения мусоровоза нужно больше интеллекта, чем на бесцельное скакание по сцене мужика в женских чулках.
 
#10
509 Я согласен. Более того я с самого начала стою на этой точки зрения. понял это когда работал за станком. И к нам приходили советоваться технологи, инженеры, главный инженер. Отклонения от размеров допускались в сотых долях миллиметра. И как я понимаю многие рабочие в инструментальном цехе были гораздо умнее инженеров и прочей т.н. интеллегенции. А кстати певцов, танцоров, актеров я интеллигентами не считаю
 

509

Гость города
#11
Мирный человек, просто в нашей стране сложился стереотип представителя творческой интеллигенции в образе деятеля шоу-бизнеса и поп-культуры.

А насчет рабочих за станками скажу, что они также являются технической интеллигенцией.
Что же касается того, что рабочий знает больше инженера, то отвечу так: рабочий соприкасается непосредственно с деталью (узлом, изделием), видит его во всех реалиях. Инженер же видит его теоретически, и когда разрабатывает что-либо, естественно интересуется у рабочего, как, на каких режимах и каким способом ему было бы удобней изготавливать данный элемент конструкции. Рабочий в основном получает свои знания благодаря многолетнему опыту или самообразованию. Инженер - благодаря обучению в ВУЗе и последующей теоретической работе (хотя и практически инженер также работает.)
Хотя, есть такие инженеры, знания которых действительно не превышают знания рабочего.
 

Aliens

Меня знают многие ;-)
#12
Специально для 509 - любителя позасирать форум такими темами и длинными постами

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (intelligentsia). Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Социологи под интеллигенцией понимают социальную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. Вторая трактовка является более узкой, чем первая.

Понятие произошло от слова латинского происхождения intelligens, что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Как принято считать, слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон.

Интеллигенция и интеллектуалы в зарубежных странах. В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда.

Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества.

Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала». Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей.

Поскольку в эпоху НТР резко повышается ценность знаний и креативного мышления, то в современном мире растет и число лиц умственного труда, и их значение в жизни общества. В постиндустриальном обществе интеллектуалы станут, по мнению некоторых социологов, «новым господствующим классом».

В странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты. Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации. В результате у них развивается чувство собственной исключительности, претензии на «высшее знание», которого лишены все остальные. Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но наиболее сильное развитие они получили в России. Именно этот особый вид интеллектуалов и называют интеллигенцией.

Российская интеллигенция. «Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»).

Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia).

В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям.

Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания.

Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс.

Советская интеллигенция. Начиная с 1920-х состав российской интеллигенции начинает резко изменяться. Ядром этой социальной группы стали молодые рабочие и крестьяне, получившие доступ к образованию. Новая власть сознательно проводила политику, облегчавшую получение образования выходцами «из трудящихся» и затруднявшую его для лиц «нетрудового» происхождения. В результате при резком росте числа людей с высоким образованием (если в Российской империи лица умственного труда составляли примерно 2–3%, то к 1980-м они составляли в СССР более четверти всех трудящихся) происходило понижение качества и их образования, и их общей культуры. Этическая составляющая в определении интеллигенции отошла на задний план, под «интеллигенцией» стали понимать всех «работников умственного труда» – социальную «прослойку».

В советский период произошли существенные изменения также и в отношениях между интеллигенцией и властью. Деятельность интеллигенции была взята под строгий контроль. Советских интеллигентов обязывали пропагандировать «единственно верную» коммунистическую идеологию (либо, как минимум, демонстрировать лояльность к ней).

В условиях идеологического принуждения характерной чертой жизни многих советских интеллигентов стало отчуждение от политической жизни, стремление заниматься лишь узкопрофессиональной деятельностью. Наравне с официально признанной интеллигенцией в СССР сохранялась очень немногочисленная группа интеллигентов, которые стремились отстаивать право на свою независимость и творческую свободу от правящего режима. Эту оппозиционную часть интеллигенции стремились уничтожить «как класс»: многие подвергались репрессиям под надуманным предлогам (можно вспомнить жизнь А.Ахматовой или И.Бродского), все инакомыслящие испытывали давление цензуры и ограничения на профессиональную деятельность. В 1960-е среди советских интеллигентов возникло диссидентское движение, остававшееся до конца 1980-х единственной в СССР организованной формой оппозиции.

Современная российская интеллигенция. Оппозиционные настроения, широко распространенные среди советских интеллигентов, нашли выход в конце 1980-х – начале 1990-х, когда именно интеллигенция возглавила тотальную критику советского строя, предопределив его моральное осуждение и гибель. В России 1990-х интеллигенция получила свободу самовыражения, однако многие лица умственного труда столкнулись с резким понижением своего уровня жизни, что вызвало их разочарование в либеральных реформах и усиление критических настроений. С другой стороны, многие выдающиеся интеллектуалы смогли сделать карьеру и продолжали поддерживать либеральную идеологию и либеральных политиков. Таким образом, постсоветская интеллигенция оказалась расколота на группы с различными, во многом полярными позициями.

В связи с этим есть точка зрения, согласно которой интеллигенции в собственном смысле в современной России уже нет. Сторонники этой позиции выделяют три периода эволюции отечественной интеллигенции. На первом (от петровских реформ до реформы 1861) интеллигенция только формировалась, претендуя на роль ученого советчика официальных властей. Второй период (1860-е – 1920-е) – это время реального существования интеллигенции. Именно в этот период возникает противостояние «власть – интеллигенция – народ» и формируются основные характеристики интеллигенции (служение народу, критика существующей власти). После этого периода следует и продолжается до сих пор «фантомное» существование интеллигенции: какого-либо морального единства среди образованных людей больше нет, но часть российских интеллектуалов все еще стремится выполнять миссию просвещения власти.

В современной России популярны оба подхода к определению понятия «интеллигенция» – как нравственно-этическое (в философских и культурологических исследованиях), так и социально-профессиональное (в социологии). Сложность использования понятия «интеллигенция» в его этической трактовке связана с неопределенностью тех критериев, по которым можно судить о принадлежности людей к этой социальной группе. Многие прежние критерии – например, оппозиционность к правительству – отчасти потеряли смысл, а этические признаки слишком абстрактны, чтобы их можно было использовать для эмпирических исследований. Все более частое употребление понятия «интеллигенция» в значении «лица умственного труда» показывает, что происходит сближение российской интеллигенции с западными интеллектуалами.

В конце 1990-х в российской науке возникло «интеллигентоведение» как особое направление межнаучных гуманитарных исследований. На базе Ивановского государственного университета действует Центр интеллигентоведения, изучающий интеллигенцию как феномен российской культуры.

Наталия Латова
 

Vlad

Наблюдатель...
Команда форума
#14
Нынче понятие "интеллегентный" зачастую подразумевает "воспитанный", "грамотный", "прилично одетый", "ухоженный"... Как правило, такого "набора" достаточно, чтобы о человеке отзывались, как о интеллигенте.

Лично для меня интеллигентность не имеет особого значения. Главное - каков человек в душе, каковы его понятия и ценности.

Lexx, прочитать ваш пост уж точно терпения не хватит!
 

509

Гость города
#15
Вспомнил "Двенадцать Стульев" и "пролетария умственного труда" Виктора Полесова: «Заказчики не находили Виктора Михайловича. Виктор Михайлович уже где то распоряжался. Ему было не до работы. Он не мог видеть спокойно въезжающего в свой или чужой двор ломовика с кладью. Полесов сейчас же выходил во двор и, сложив руки на спине, презрительно наблюдал за действиями возчика. Наконец сердце его не выдерживало.

– Кто же так заезжает? — кричал он, ужасаясь. — Заворачивай!

Испуганный возчик заворачивал.

– Куда ж ты заворачиваешь, морда?! — страдал Виктор Михайлович, налетая на лошадь. — Надавали бы тебе в старое время пощечин, тогда бы заворачивал!

Покомандовавши так с полчаса, Полесов собирался было уже возвратиться в мастерскую, где ждал его непочиненный велосипедный насос, но тут спокойная жизнь города обычно вновь нарушалась каким нибудь недоразумением. То на улице сцеплялись осями телеги, и Виктор Михайлович указывал, как лучше всего и быстрее их расцепить; то меняли телеграфный столб, и Полесов проверял его перпендикулярность к земле собственным, специально вынесенным из мастерской отвесом; то, наконец, устраивалось общее собрание жильцов. Тогда Виктор Михайлович стоял посреди двора и созывал жильцов ударами в железную доску; но на самом собрании ему не удавалось побывать. Проезжал пожарный обоз, и Полесов, взволнованный звуками трубы и испепеляемый огнем беспокойства, бежал за колесницами..
.
...Если бы Полесов был интеллигентным слесарем, он починил бы насос, но беда в том, что он был слесарем-интеллигентом».

Интересное мнение, не правда ли? Интеллигентный слесаоь починил бы насос, но слесарь-интеллигент - нет. Здесь очень важное различие "интеллигентный" и "интеллигент". Получается, что "интеллигентный" - это умственно развитый воспитанный человек. А "интеллигент" - это воинственно претендующий на вышеперечисленные качества индивидуум, считающий себя обладающим ими, но на деле - ...

P.S.: Lexx, предпочитаю ПОДКРЕПЛЯТЬ свое мнение цитатами, но не уподоблятся вам, ЗАМЕНЯЯ чужими высказываниями свое мнение. Ваш цитатный онанизм утомителен. Примите и прочее...
Что же касается предложенной мной темы, то предпочитаю обсуждать подобные вопросы, чем мерится гениталиями в ИНТИМе.
 

Aliens

Меня знают многие ;-)
#16
509 а никто и не скрывал, что автор не я.
А ты разозлился...После прочтения этого материала участникам форума стала явственно видна ущербность твоего первого поста темы, и исчез предмет обсуждения.

Прими тоже.

P.S. Так тебе уже приходилось меритЬся гениталиями в Интиме? Судя по агрессии твой оказался самым маленьким? :439:
 

509

Гость города
#17
Lexx, паренек, если тебе не интересна тема - тебя никто не заставляет в ней присутствовать.

По поводу ущербности первого поста - ты сам-то понял, что написал? По-моему, после первого поста были посты и других людей, в том числе и твой. Так что предмет обсуждения не изчез, как тебе кажется (или хочется).

Ладно, проехали с Люрексом. Много чести для него.

Продолжая сопоставление терминов "интеллигентный человек" и "интеллигент", хочется сказать: выражение "интеллигентный человек" сейчас (да и раньше) применяют к человеку, желая подчеркнуть его воспитанность, порядочность, опрятность и т.д., и иногда - интеллектуальный уровень развития. В то же время слово "интеллигент" до сих пор носит выраженную негативную окраску. Очень часто слово "интеллигент" используется в оскорбительном или презрительном наклонении в выражении отношения человека к другому человеку.

Вообще, к чему я завел эту тему. Многие, употребляя понятие "интеллигентность" не понимают его сути. Для многих "интеллигенция" продолжает ассоциироваться с интеллектуально и культурно развитым слоем общества, хотя это, в принципе, не так.
На мой взгляд есть "интеллигентные люди", а есть "интеллигенты", и между ними разница все же есть.
Интеллигентные люди - это простые граждане, имеющие моральные устои-рамки, живущие в их пределах, имеющих образование и интеллект, которые используют в работе.
Интеллигенты - люди, моральные рамки которых определяют они сами, претендуя на роль "предопределителей" путей развития культуры и этики в целом. Как правило, такие люди аморальны по своей сути (достаточно посмотреть на представителей отечественного шоу-бизнеса и журналистики), и питают патологическое отвращение к труду, желая только "направлять", "указывать пальцем в туманную даль", но не как не "внедрять" и "производить". В этом и есть их отличие от "интеллигентных людей".
 

Aliens

Меня знают многие ;-)
#18
Автор сообщения 509
Интеллигенты - люди, моральные рамки которых определяют они сами, претендуя на роль "предопределителей" путей развития культуры и этики в целом. Как правило, такие люди аморальны по своей сути (достаточно посмотреть на представителей отечественного шоу-бизнеса и журналистики), и питают патологическое отвращение к труду, желая только "направлять", "указывать пальцем в туманную даль", но не как не "внедрять" и "производить". В этом и есть их отличие от "интеллигентных людей".
Теперь твоя позиция ясна. Мы ее уже проходили. Более коротко ее сформировал Ленин: "Интеллигенция - не мозг нации, а ее говно". А потом Сталин воплотил теорию "гегемонии рабочего класса- производителя всех благ" в практику своей личной диктатуры.

Неудавшийся летчик вынул из лап мумии в мавзолее знамя борьбы с интеллигенцией.
 

Vlad

Наблюдатель...
Команда форума
#19
Lexx, ты, по ходу, себя причисляешь к интеллигентам? :) Потому так рьяно напал на 509? Или ты к нему лично неравнодушен?

Человек предложил философски и не очень порассуждать на данную тему, высказать своё мнение, а ты першёл на личности. Нехорошо, товарисч, нехорошо...