ГОРНИЛО НАРОДОВ
Один из самых спорных вопросов, стоящих перед историками, археологами и лингвистами, - это вопрос о том, где следует искать доисторическую прародину большинства европейских и индоиранских народов. Где тот очаг, в горниле которого когда-то возник единый праязык, ставший основой большой семьи индоевропейских языков? Проблема, волнующая ученых уже не первый век. Последний раз журнал "Наука и жизнь" выступил с этой темой в № 5 1997 года (см. статью кандидата исторических наук С. Жарниковой "Мы кто в этой старой Европе?").
В этом номере журнала читателям предлагается обзор аргументов и доводов в пользу гипотезы, которая помещает прародину индоевропейских народов в центре Восточной Европы.
Доктор исторических наук Р. ДОМАНСКИЙ.
В 1924 году в Берлине вышла книга по истории Древней Европы известного тогда лингвиста и специалиста по германо-славянским связям профессора Ф. А. Брауна*. В ней профессор касается и такой сложной проблемы: "О прародине индоевропейцев много писали и спорили. Искали ее в Средней Азии, на Памире и западнее до Малой Азии, в бассейне Дуная, в северном Причерноморье, в центральной и даже северной Европе. Все эти кандидатуры приходится считать малообоснованными. Если можно выразиться более определенно, то прародину индоевропейцев приходится искать в средней России. Язык древних славян высокоархаичен и, следовательно, ближе других к праиндоевропейскому.
Если бы славянский язык дошел до нас не в формах IX века н. э., а в формах, современных языку индийских вед, он, вероятно, значительно превзошел бы последний древностью чекана".
Данные археологии и палеонтологии тоже ложатся в систему доказательств гипотезы профессора Брауна о том, что местонахождение очага индоевропейских народов следует искать в Центральной России. Но обо всем по порядку и начнем издалека.
То, что три братских народа - русские, украинцы и белорусы, составлявшие три четверти населения Российской империи, а затем - СССР, происходят из единого корня Древней Руси, известно всем. Достаточно широко известно и то, что общих предков и общую прародину имеет семья индоевропейских народов (их еще называют арийскими). В нее входят славяне, балты, германцы, романцы, кельты, греки, индоиранцы, армяне. Не так давно распространение получила идея родства и единого происхождения группы так называемых ностратических народов (от латинского "нострум" - наше; "маре нострум" - наше море). В нее входят все те же индоевропейцы, затем тюрки, угро-финны, картвелы, то есть практически все население России. Прародина ностратических народов совпадает с прародиной индоевропейцев - ядра всей этой группы. Но где находилась эта прародина?
Известный франко-германский исследователь профессор Страсбургского и Йенского университетов Теодор Пёше еще свыше ста лет назад провел анализ общих корней индоевропейских языков, корней, лежащих в основе единого индоевропейского праязыка. Цель этого анализа - узнать, в каких природных условиях обитали далекие общие предки славян, балтов, германцев, латинян, греков и других арийских народов. Оказалось, что в индоевропейских языках есть общие названия для животных и растений северной и средней полосы - медведь, волк, береза, дуб и названия таких явлений, как снег, лед, зима. Но нет в языках индоевропейских народов общих слов для обозначения, например, тигра, верблюда, пальмы. И это говорит уже о многом.
Прежде всего о том, что прародину названных народов не следует искать, например, в Средиземноморье. Нет ее и в Западной Европе, поскольку не существует у индоевропейцев общего названия для бука - столь распространенной здесь древесной породы. Из возможных кандидатов приходится исключить и Крайний Север Европы, лежащий выше Петербурга и Вологды, и восточные земли за Нижним Новгородом, где исчезает наиболее характерное для страны арийцев дерево - дуб. Исключаются также степные пространства южнее Киева и Воронежа, где кончается лес. Так, по мнению Т. Пёше, вычленяются границы прародины индоевропейцев: они очерчивают территорию, ныне занимаемую Центральной Россией и Белоруссией.
Лингвистический анализ, продолжаемый далее исследователем, показывает: арийцы уже знали медь, золото, серебро (которые могли быть им известны по месторождениям Олонецкого края), они возделывали гречиху, а может быть, и пшеницу. Домашними животными у них были корова, коза, лошадь, свинья и собака. Счет родства они вели по мужской линии и отличались характерными для бронзового века патриархальными нравами. И были арийцы высокими, длинноногими, русыми и голубоглазыми людьми.
Основоположник русской антропологии А. П. Богданов (1834-1896) подтвердил выводы Т. Пёше антропологическими находками в 1882 году. Сравнивая скелеты из захоронений последовательных исторических эпох, он отметил, что только в Центральной России прослеживается плавный эволюционный переход от самых ранних ее обитателей до современных. Тогда как в Западной Европе и Южной России антропологи наталкиваются на обрывы такой постепенности, что явно говорит о вторжении сюда пришлых племен и о резкой смене этнического состава населения.
С "арийской общностью" Т. Пёше или "унитарным пранародом" А. П. Богданова некоторые археологи связывают так называемую фатьяновскую археологическую культуру "боевых топоров" бронзового века, названную так по деревне Фатьяново Ярославской области. Расположенная в центре России (Ивановская, Ярославская, Костромская, Московская области), эта культура принадлежит общим предкам индоевропейских народов эпохи бронзы - 3000 лет до новой эры и ранее. А дьяковская археологическая культура раннего железного века, открытая на западе Центральной России (Московская, Тверская, Смоленская области), отнесена исследователями к неразделившимся еще предкам славян, германцев и балтов, оставшихся в Центральной России после исхода оттуда предков индоиранцев, латинян и греков. Это ранний железный век, 2000 лет до новой эры.
На востоке Волго-Окского междуречья соседями арийцев были предки финно-угорских народов. Отсюда началось их расселение по пространствам Северной Европы и Сибири, отсюда предки венгров проследовали в нынешнюю Венгрию, на Средне-Дунайскую низменность. В Среднем Поочье, от Каширы до Мурома, располагалась прародина тюркских народов, расселившихся затем по Поволжью, Причерноморью, Средней и Центральной Азии.
Древние тюрки, как и угро-финны и арийцы, тоже были людьми высокими, светлоглазыми и светловолосыми. Именно такими китайские миниатюры рисуют Чингисхана, Батухана и их ближайших потомков, установивших свое господство в Центральной Азии и проследовавших оттуда военными походами во главе покоренных народов до берегов Средиземного и Желтого морей. "Арийский облик" древних тюрков неоднократно описывал и Лев Николаевич Гумилев в своих работах.
Для дальнейшей разработки проблемы весьма полезными оказались результаты, полученные экспедицией, руководимой Игорем Всеволодовичем Чернышом - талантливым педагогом и исследователем. Несколько лет подряд - с 1975 по 1986 год и в 1990 году - возглавляемая им группа, состоящая из старшеклассников подмосковной Балашихи, обследовала труднодоступные пещерные города Сарыкамышской впадины, лежащей у юго-восточной окраины плато Устюрт (Северная Туркмения). Эти пещерные поселения раннего железного века некогда возникли на том, вероятно, пути, по которому индоиранцы продвигались из Центральной России в нынешние Иран и Индию.
Экспедиция открыла в некоторых пещерах Сарыкамыша рунические письмена, похожие по элементам и общему начертанию на письмена скандинавов и тюрков - обитателей Сибири и Средней Азии. За годы экспедиционной работы И. В. Черныш и его помощники скопировали в натуральную величину все настенные письмена и знаки - их более 20 тысяч, обоснованно опасаясь, что туристы, наведываясь в пещерные города, могут погубить надписи, сделанные на мягком, лессовом грунте.
Однако обнаруженные письмена оказались не скандинавскими и не тюркскими, пока они не поддаются прочтению. Но это открытие тем не менее интересно и важно. Возможно, оно указывает на область возникновения рунической письменности именно в срединной точке трех разнонаправленных лучей движения народов, поскольку в пещеры Сарыкамышской впадины индоиранцы, продвигающиеся из срединной России, принесли, по всей видимости, уже сформировавшуюся письменность. И в самом деле, еще при первом ознакомлении с графикой рун (а это было около трехсот лет назад) было высказано предположение, что такая графика могла возникнуть только как система письменности на бересте, подобно тому, как вавилонская клинопись появилась на глиняных табличках, а египетская или китайская иероглифика - в виде системы письменности на папирусе или бумаге.
В конце XVIII века, когда были опубликованы древнескандинавские географические и исторические предания, стало известно, что сами скандинавы страну предков, страну истоков своей культуры (равно как и римлян, греков и троянцев) называли Великий Свитьод, что по-древнескандинавски означает "Великий Улей". Она называлась также Скандик, что означает "богатая страна" (древнерусское "скот" - богатство, слово, которое в ином значении и сейчас существует в русском языке). Великий Свитьод древнескандинавских преданий - это то же, что "купол мира" библейских преданий, откуда берут начало великие реки Даугава (Западная Двина), Дюна (Северная Двина), Данпар (Днепр), Данаис (Дон), Данува (Волга, она же прежде древнерусский Дунай - название, перенесенное позднее на западноевропейский Истр).
Отсюда предки скандинавов под предводительством Одина, переплыв в ладьях Балтийское море, прибыли на новую землю, ставшую родиной их сынов. И в память о священной стране предков они назвали новоосвоенную землю Скандинавия, а первый очаг на ней - Малый Свитьод, позже Свенска (Швеция). Оттуда вышли готы, даны (датчане) и другие народы Севера. Осваивая новые земли, они часто давали им дорогие их памяти имена: например, открытая за Северным морем земля стала называться Скотланд (Шотландия), то есть "богатая земля" ("скот", как уже говорилось, в древнерусском языке - богатство, а "лендина" - участок земли). Когда умер великий Один, его тело положили в погр*цензура*ьный костер, разожженный на огромной ладье, и ветер понес ладью под парусами от шведского берега на юго-восток, на священную родину предков.
За тысячу лет до записи первых скандинавских преданий великий ученый античности Клавдий Птолемей излагал в своей "Географии": "За Сарматским разливом лежит огромный остров, который называют Скандия или Эритий. И это есть легендарная страна наших предков гипербореев ("северян". - Прим. Р. Д.), горнило народов, кузница народов мира. Там с Ритейских гор исходят великие реки и вдоль их - славнейшие в мире луга с бесчисленными стадами скота. Там плодородные поля среди великих лесов, и нигде земля не дает больших урожаев. Отсюда распространилось умение обрабатывать землю и ковать металл". Центр Ритейских гор Птолемей определяет примерно на широте 55о и на 30-40о восточной долготы - примерно "как у гор Тавриды".
Один из самых спорных вопросов, стоящих перед историками, археологами и лингвистами, - это вопрос о том, где следует искать доисторическую прародину большинства европейских и индоиранских народов. Где тот очаг, в горниле которого когда-то возник единый праязык, ставший основой большой семьи индоевропейских языков? Проблема, волнующая ученых уже не первый век. Последний раз журнал "Наука и жизнь" выступил с этой темой в № 5 1997 года (см. статью кандидата исторических наук С. Жарниковой "Мы кто в этой старой Европе?").
В этом номере журнала читателям предлагается обзор аргументов и доводов в пользу гипотезы, которая помещает прародину индоевропейских народов в центре Восточной Европы.
Доктор исторических наук Р. ДОМАНСКИЙ.
В 1924 году в Берлине вышла книга по истории Древней Европы известного тогда лингвиста и специалиста по германо-славянским связям профессора Ф. А. Брауна*. В ней профессор касается и такой сложной проблемы: "О прародине индоевропейцев много писали и спорили. Искали ее в Средней Азии, на Памире и западнее до Малой Азии, в бассейне Дуная, в северном Причерноморье, в центральной и даже северной Европе. Все эти кандидатуры приходится считать малообоснованными. Если можно выразиться более определенно, то прародину индоевропейцев приходится искать в средней России. Язык древних славян высокоархаичен и, следовательно, ближе других к праиндоевропейскому.
Если бы славянский язык дошел до нас не в формах IX века н. э., а в формах, современных языку индийских вед, он, вероятно, значительно превзошел бы последний древностью чекана".
Данные археологии и палеонтологии тоже ложатся в систему доказательств гипотезы профессора Брауна о том, что местонахождение очага индоевропейских народов следует искать в Центральной России. Но обо всем по порядку и начнем издалека.
То, что три братских народа - русские, украинцы и белорусы, составлявшие три четверти населения Российской империи, а затем - СССР, происходят из единого корня Древней Руси, известно всем. Достаточно широко известно и то, что общих предков и общую прародину имеет семья индоевропейских народов (их еще называют арийскими). В нее входят славяне, балты, германцы, романцы, кельты, греки, индоиранцы, армяне. Не так давно распространение получила идея родства и единого происхождения группы так называемых ностратических народов (от латинского "нострум" - наше; "маре нострум" - наше море). В нее входят все те же индоевропейцы, затем тюрки, угро-финны, картвелы, то есть практически все население России. Прародина ностратических народов совпадает с прародиной индоевропейцев - ядра всей этой группы. Но где находилась эта прародина?
Известный франко-германский исследователь профессор Страсбургского и Йенского университетов Теодор Пёше еще свыше ста лет назад провел анализ общих корней индоевропейских языков, корней, лежащих в основе единого индоевропейского праязыка. Цель этого анализа - узнать, в каких природных условиях обитали далекие общие предки славян, балтов, германцев, латинян, греков и других арийских народов. Оказалось, что в индоевропейских языках есть общие названия для животных и растений северной и средней полосы - медведь, волк, береза, дуб и названия таких явлений, как снег, лед, зима. Но нет в языках индоевропейских народов общих слов для обозначения, например, тигра, верблюда, пальмы. И это говорит уже о многом.
Прежде всего о том, что прародину названных народов не следует искать, например, в Средиземноморье. Нет ее и в Западной Европе, поскольку не существует у индоевропейцев общего названия для бука - столь распространенной здесь древесной породы. Из возможных кандидатов приходится исключить и Крайний Север Европы, лежащий выше Петербурга и Вологды, и восточные земли за Нижним Новгородом, где исчезает наиболее характерное для страны арийцев дерево - дуб. Исключаются также степные пространства южнее Киева и Воронежа, где кончается лес. Так, по мнению Т. Пёше, вычленяются границы прародины индоевропейцев: они очерчивают территорию, ныне занимаемую Центральной Россией и Белоруссией.
Лингвистический анализ, продолжаемый далее исследователем, показывает: арийцы уже знали медь, золото, серебро (которые могли быть им известны по месторождениям Олонецкого края), они возделывали гречиху, а может быть, и пшеницу. Домашними животными у них были корова, коза, лошадь, свинья и собака. Счет родства они вели по мужской линии и отличались характерными для бронзового века патриархальными нравами. И были арийцы высокими, длинноногими, русыми и голубоглазыми людьми.
Основоположник русской антропологии А. П. Богданов (1834-1896) подтвердил выводы Т. Пёше антропологическими находками в 1882 году. Сравнивая скелеты из захоронений последовательных исторических эпох, он отметил, что только в Центральной России прослеживается плавный эволюционный переход от самых ранних ее обитателей до современных. Тогда как в Западной Европе и Южной России антропологи наталкиваются на обрывы такой постепенности, что явно говорит о вторжении сюда пришлых племен и о резкой смене этнического состава населения.
С "арийской общностью" Т. Пёше или "унитарным пранародом" А. П. Богданова некоторые археологи связывают так называемую фатьяновскую археологическую культуру "боевых топоров" бронзового века, названную так по деревне Фатьяново Ярославской области. Расположенная в центре России (Ивановская, Ярославская, Костромская, Московская области), эта культура принадлежит общим предкам индоевропейских народов эпохи бронзы - 3000 лет до новой эры и ранее. А дьяковская археологическая культура раннего железного века, открытая на западе Центральной России (Московская, Тверская, Смоленская области), отнесена исследователями к неразделившимся еще предкам славян, германцев и балтов, оставшихся в Центральной России после исхода оттуда предков индоиранцев, латинян и греков. Это ранний железный век, 2000 лет до новой эры.
На востоке Волго-Окского междуречья соседями арийцев были предки финно-угорских народов. Отсюда началось их расселение по пространствам Северной Европы и Сибири, отсюда предки венгров проследовали в нынешнюю Венгрию, на Средне-Дунайскую низменность. В Среднем Поочье, от Каширы до Мурома, располагалась прародина тюркских народов, расселившихся затем по Поволжью, Причерноморью, Средней и Центральной Азии.
Древние тюрки, как и угро-финны и арийцы, тоже были людьми высокими, светлоглазыми и светловолосыми. Именно такими китайские миниатюры рисуют Чингисхана, Батухана и их ближайших потомков, установивших свое господство в Центральной Азии и проследовавших оттуда военными походами во главе покоренных народов до берегов Средиземного и Желтого морей. "Арийский облик" древних тюрков неоднократно описывал и Лев Николаевич Гумилев в своих работах.
Для дальнейшей разработки проблемы весьма полезными оказались результаты, полученные экспедицией, руководимой Игорем Всеволодовичем Чернышом - талантливым педагогом и исследователем. Несколько лет подряд - с 1975 по 1986 год и в 1990 году - возглавляемая им группа, состоящая из старшеклассников подмосковной Балашихи, обследовала труднодоступные пещерные города Сарыкамышской впадины, лежащей у юго-восточной окраины плато Устюрт (Северная Туркмения). Эти пещерные поселения раннего железного века некогда возникли на том, вероятно, пути, по которому индоиранцы продвигались из Центральной России в нынешние Иран и Индию.
Экспедиция открыла в некоторых пещерах Сарыкамыша рунические письмена, похожие по элементам и общему начертанию на письмена скандинавов и тюрков - обитателей Сибири и Средней Азии. За годы экспедиционной работы И. В. Черныш и его помощники скопировали в натуральную величину все настенные письмена и знаки - их более 20 тысяч, обоснованно опасаясь, что туристы, наведываясь в пещерные города, могут погубить надписи, сделанные на мягком, лессовом грунте.
Однако обнаруженные письмена оказались не скандинавскими и не тюркскими, пока они не поддаются прочтению. Но это открытие тем не менее интересно и важно. Возможно, оно указывает на область возникновения рунической письменности именно в срединной точке трех разнонаправленных лучей движения народов, поскольку в пещеры Сарыкамышской впадины индоиранцы, продвигающиеся из срединной России, принесли, по всей видимости, уже сформировавшуюся письменность. И в самом деле, еще при первом ознакомлении с графикой рун (а это было около трехсот лет назад) было высказано предположение, что такая графика могла возникнуть только как система письменности на бересте, подобно тому, как вавилонская клинопись появилась на глиняных табличках, а египетская или китайская иероглифика - в виде системы письменности на папирусе или бумаге.
В конце XVIII века, когда были опубликованы древнескандинавские географические и исторические предания, стало известно, что сами скандинавы страну предков, страну истоков своей культуры (равно как и римлян, греков и троянцев) называли Великий Свитьод, что по-древнескандинавски означает "Великий Улей". Она называлась также Скандик, что означает "богатая страна" (древнерусское "скот" - богатство, слово, которое в ином значении и сейчас существует в русском языке). Великий Свитьод древнескандинавских преданий - это то же, что "купол мира" библейских преданий, откуда берут начало великие реки Даугава (Западная Двина), Дюна (Северная Двина), Данпар (Днепр), Данаис (Дон), Данува (Волга, она же прежде древнерусский Дунай - название, перенесенное позднее на западноевропейский Истр).
Отсюда предки скандинавов под предводительством Одина, переплыв в ладьях Балтийское море, прибыли на новую землю, ставшую родиной их сынов. И в память о священной стране предков они назвали новоосвоенную землю Скандинавия, а первый очаг на ней - Малый Свитьод, позже Свенска (Швеция). Оттуда вышли готы, даны (датчане) и другие народы Севера. Осваивая новые земли, они часто давали им дорогие их памяти имена: например, открытая за Северным морем земля стала называться Скотланд (Шотландия), то есть "богатая земля" ("скот", как уже говорилось, в древнерусском языке - богатство, а "лендина" - участок земли). Когда умер великий Один, его тело положили в погр*цензура*ьный костер, разожженный на огромной ладье, и ветер понес ладью под парусами от шведского берега на юго-восток, на священную родину предков.
За тысячу лет до записи первых скандинавских преданий великий ученый античности Клавдий Птолемей излагал в своей "Географии": "За Сарматским разливом лежит огромный остров, который называют Скандия или Эритий. И это есть легендарная страна наших предков гипербореев ("северян". - Прим. Р. Д.), горнило народов, кузница народов мира. Там с Ритейских гор исходят великие реки и вдоль их - славнейшие в мире луга с бесчисленными стадами скота. Там плодородные поля среди великих лесов, и нигде земля не дает больших урожаев. Отсюда распространилось умение обрабатывать землю и ковать металл". Центр Ритейских гор Птолемей определяет примерно на широте 55о и на 30-40о восточной долготы - примерно "как у гор Тавриды".