Ученые-демографы уже десятилетие бьют тревогу: "Караул! Вымираем!" Ежегодно население России сокращается почти на миллион человек. На вопрос: почему это с нами происходит? — ответ есть и у доктора медицинских наук, профессора Владимира Базарного. Ученый, врач, педагог, "Человек года в образовании-2000", он почти тридцать лет занимается детским здоровьем.
— Владимир Филиппович, сейчас в средствах массовой информации часто говорят о феномене "русского креста". Как вы можете оценить ситуацию в нашей стране с позиции детского врача?
— У нас сложилась тяжелейшая демографическая ситуация. Уже несколько поколений здоровые люди практически не рождаются. Речь идет о неуклонном ухудшении физического, психического и нравственного здоровья, понижении резервов жизнеспособности населения в нескольких поколениях. В итоге — депопуляция, то есть вымирание русского народа, других народов России. И происходит это не только в силу сложившихся социальных и экономических условий. В обществе исчезает главная доминанта — нацеленность на ребенка, семью, и, как следствие, появляются чуждые природе воспроизводства полноценных людей модели воспитания и обучения.
— Вы — известный ученый, детский хирург, автор и разработчик многих методик здоровьеразвивающей педагогики. Ваша последняя книга называется "Школьный стресс и демографическая катастрофа России"…
— Готов ответить за каждую строку в этой работе. Фундаментальной наукой доказано: десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от школы. Поэтому мы должны переориентировать систему образования и здравоохранения на подлинную профилактику болезней.
— Неужели основы всех проблем нашего здоровья закладываются в школе?
— Там подавляются и заглушаются требования природы, детского организма — как можно больше движений, рукотворчества, живых ощущений окружающего мира, созидательных эмоций, не берутся в расчет, снимаются так необходимые растущему организму силовые нагрузки на опорно-двигательную костно-мышечную систему. И что в результате?! Мы вынуждаем перестраиваться весь остеосинтез, насильно формируем расслабленную костную структуру.
Наши исследования показали — сегодня уже практически не осталось детей, у которых не возникали бы школьные проблемы. Чаще всего мы слышим от учителей — дети пошли не те.
— Вы не согласны?
— А может, уже давно у нас учителя не те?! Вместо специалистов по ребенку педвузы гонят специалистов по математике, физике, химии, "ь" и "ъ" знакам и т.д. Одиннадцать лет "великого сидения", и мы имеем отрешенных от реальной жизни людей — инфантильных, безвольных, с бедной эмоциональной сферой. Более того, при безволии интеллект всегда становится на службу инстинктам.
Хотим мы этого или нет, но нам пора осознать неумолимость биогенетического закона: телесно и духовно инфантильные молодые люди, пораженные массовыми школьными недугами, вступая во взрослую жизнь, рожают еще более хилое, болезненное и нежизнеспособное потомство.
— Вы возглавляете Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области. Можете ли вы подтвердить ваши выводы материалами научных исследований?
— Наши специалисты проанализировали состояние здоровья детей из разных российских регионов. В начале 90-х эти ребятишки начали учиться в первых классах: 90-95% детей оказались с хроническими заболеваниями. И эти данные подтверждают те, которые приводит Научный центр охраны здоровья детей РАМН, возглавляемый известным ученым, педиатром академиком А. Барановым.
Среди сельских ребятишек здоровых еще меньше. Они больше страдают дефицитом веса, попросту, недоедают, и питание их низкокалорийное, не говоря уже о его несбалансированности.
Сегодня, согласно официальному документу Минобразования (N220/11-12 от 22.02.99), спустя только один учебный год у 60-70 % малышей выявляются пограничные психические нарушения. И эти данные получил Институт возрастной физиологии РАО! А из массовых пограничных психических нарушений расцветет потом целый букет: и пиво, и блуд, и наркотики, и преступления, и явные психические нарушения, и т.д.
— И все-таки многим нашим читателям, наверное, трудно будет поверить, что в основе демографической катастрофы — школьный стресс…
— Есть наши ненаучные "ощущения", и есть факты. В структуре детской заболеваемости на первом месте болезни костно-мышечной системы, на втором — органов пищеварения, затем болезни эндокринной системы, психической сферы. У детей до 14 лет преобладают болезни органов пищеварения, а у подростков с 15 до 18 лет — болезни костно-мышечной системы и психической сферы. К типичным школьным недугам — нарушению осанки, близорукости, искривлению позвоночника — добавляются считавшиеся прежде "взрослыми" заболевания — гипертония, атеросклероз, стенокардия, неврозы, психические расстройства и т.д. Идет обвальное разрушение детородной конституции.
На наших с вами глазах происходит величайшая трагедия: угасание жизнеспособности нашего народа. Национальная трагедия России!
— Владимир Филиппович, сейчас в средствах массовой информации часто говорят о феномене "русского креста". Как вы можете оценить ситуацию в нашей стране с позиции детского врача?
— У нас сложилась тяжелейшая демографическая ситуация. Уже несколько поколений здоровые люди практически не рождаются. Речь идет о неуклонном ухудшении физического, психического и нравственного здоровья, понижении резервов жизнеспособности населения в нескольких поколениях. В итоге — депопуляция, то есть вымирание русского народа, других народов России. И происходит это не только в силу сложившихся социальных и экономических условий. В обществе исчезает главная доминанта — нацеленность на ребенка, семью, и, как следствие, появляются чуждые природе воспроизводства полноценных людей модели воспитания и обучения.
— Вы — известный ученый, детский хирург, автор и разработчик многих методик здоровьеразвивающей педагогики. Ваша последняя книга называется "Школьный стресс и демографическая катастрофа России"…
— Готов ответить за каждую строку в этой работе. Фундаментальной наукой доказано: десять основных форм хронической патологии, которые определяют нынешнюю сверхзаболеваемость и сверхсмертность, в том числе разрушение детородного потенциала, берут свое начало от школы. Поэтому мы должны переориентировать систему образования и здравоохранения на подлинную профилактику болезней.
— Неужели основы всех проблем нашего здоровья закладываются в школе?
— Там подавляются и заглушаются требования природы, детского организма — как можно больше движений, рукотворчества, живых ощущений окружающего мира, созидательных эмоций, не берутся в расчет, снимаются так необходимые растущему организму силовые нагрузки на опорно-двигательную костно-мышечную систему. И что в результате?! Мы вынуждаем перестраиваться весь остеосинтез, насильно формируем расслабленную костную структуру.
Наши исследования показали — сегодня уже практически не осталось детей, у которых не возникали бы школьные проблемы. Чаще всего мы слышим от учителей — дети пошли не те.
— Вы не согласны?
— А может, уже давно у нас учителя не те?! Вместо специалистов по ребенку педвузы гонят специалистов по математике, физике, химии, "ь" и "ъ" знакам и т.д. Одиннадцать лет "великого сидения", и мы имеем отрешенных от реальной жизни людей — инфантильных, безвольных, с бедной эмоциональной сферой. Более того, при безволии интеллект всегда становится на службу инстинктам.
Хотим мы этого или нет, но нам пора осознать неумолимость биогенетического закона: телесно и духовно инфантильные молодые люди, пораженные массовыми школьными недугами, вступая во взрослую жизнь, рожают еще более хилое, болезненное и нежизнеспособное потомство.
— Вы возглавляете Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области. Можете ли вы подтвердить ваши выводы материалами научных исследований?
— Наши специалисты проанализировали состояние здоровья детей из разных российских регионов. В начале 90-х эти ребятишки начали учиться в первых классах: 90-95% детей оказались с хроническими заболеваниями. И эти данные подтверждают те, которые приводит Научный центр охраны здоровья детей РАМН, возглавляемый известным ученым, педиатром академиком А. Барановым.
Среди сельских ребятишек здоровых еще меньше. Они больше страдают дефицитом веса, попросту, недоедают, и питание их низкокалорийное, не говоря уже о его несбалансированности.
Сегодня, согласно официальному документу Минобразования (N220/11-12 от 22.02.99), спустя только один учебный год у 60-70 % малышей выявляются пограничные психические нарушения. И эти данные получил Институт возрастной физиологии РАО! А из массовых пограничных психических нарушений расцветет потом целый букет: и пиво, и блуд, и наркотики, и преступления, и явные психические нарушения, и т.д.
— И все-таки многим нашим читателям, наверное, трудно будет поверить, что в основе демографической катастрофы — школьный стресс…
— Есть наши ненаучные "ощущения", и есть факты. В структуре детской заболеваемости на первом месте болезни костно-мышечной системы, на втором — органов пищеварения, затем болезни эндокринной системы, психической сферы. У детей до 14 лет преобладают болезни органов пищеварения, а у подростков с 15 до 18 лет — болезни костно-мышечной системы и психической сферы. К типичным школьным недугам — нарушению осанки, близорукости, искривлению позвоночника — добавляются считавшиеся прежде "взрослыми" заболевания — гипертония, атеросклероз, стенокардия, неврозы, психические расстройства и т.д. Идет обвальное разрушение детородной конституции.
На наших с вами глазах происходит величайшая трагедия: угасание жизнеспособности нашего народа. Национальная трагедия России!