Почитала тему "Няня-воспитатель" и вспомнила очень хорошую статью, которую прочитала совсем недавно в журнале для мам и пап... нашла её в электронном виде, почитайте (она длинная, но интересная, не поленитесь)) )
Интересно как Вы это делаете?
Как Вы лично подходите к воспитанию детей?
Часто привлекаете для этого бабушек и дедушек или всё делаете самостоятельно, а может пользуетесь услугами няни-воспитателя?
Как вы относитесь к наказаниям? Наказываете своих детей или никогда, если наказываете, то каким образом (способом) и как часто?
Особенности национального воспитания
США: Права с пеленок!
Даже самые занятые и поглощенные работой американские родители считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям. Есть даже такое понятие, как family day, − это, как правило, один из выходных, полностью посвященный семье. Детей начиная с грудного возраста родители берут с собой всюду − в Америке все для этого приспособлено.
Американская семья − живое воплощение демократии. Американский ребенок является полноправным членом семьи, имеет в ней такое же право голоса, как и остальные, по всем вопросам. Поэтому, в отличие от своих зарубежных сверстников, маленькие американцы чуть ли не с пеленок привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и чем скрасить свой досуг.
Бабушкам-дедушкам детей в Америке оставлять не принято. Считается, что дети − это проблема родителей, и, раз уж семья решилась иметь малышей, пусть и занимается ими полностью. Родители чаще всего нанимают бебиситтера. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США − иммигранты без специального образования, согласные работать за очень небольшое по американским стандартам вознаграждение.
В большинстве случаев в качестве наказания для непослушных малышей в США практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий. Однако 69% американцев сегодня признаются, что по-прежнему время от времени «шлепают своих детей по попе или дают им подзатыльники», если те плохо себя ведут. И это несмотря на то, что жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы могут привести к серьезному разбирательству.
Франция: Ранняя социализация
Французы прежде всего стараются воспитать из своих детей будущих примерных семьянинов и законопослушных граждан. Создать общественную единицу для них гораздо важнее, чем поощрять самовыражение. Тем не менее это не означает, что французские родители менее заботливые и любящие, просто они верят в то, что для ребенка важно быть воспитанным, что ему нужно внушать определенные представления, рассказывать о ценностях французского общества.
Французские родители не считают нужным прерывать какое-либо свое занятие, чтобы выслушивать ребенка или баловать его. Французские мамы и папы не стесняются делать своим детям замечания по поводу глупости, плохого вкуса, плохих манер, неуместного поведения и небрежности в одежде.
Маленькие французы учатся правильно выбирать время для беседы и быть изобретательными, чтобы привлечь к себе внимание
Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки предпочитают работать. Кроме того, большинство французских матерей уверены, что ранняя социализация пойдет малышу только на пользу. Ведь в яслях или детском саду малыш начинает за компанию с друзьями играть, читать, рисовать. Кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина и как важно быть дисциплинированным и, что не менее важно, самостоятельным. Французские дети быстро учатся обращаться со столовыми приборами, самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом без помощи взрослых и т. д.
Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков − привлекать их к этому во Франции не принято. А вот что касается системы наказаний, то во Франции дать ребенку ремнем по «мягкому месту» не считается чем-то зазорным. Опрос, проведенный еще в 2007 году специалистами организации «Европейский союз семьи» (Europaische Familienunion, UFE), выявил, что 9 из 10 французских родителей прибегают к физическим наказаниям своих детей. 95% опрошенных признались в том, что им самим в детстве доставалось от родителей, а около 65% даже уверены, что физическое наказание было оправданным.
Великобритания: Чисто английское воспитание
Типичный англичанин обладает строгим характером. С раннего возраста ребенка приучают к самостоятельности, лишая его всяческой опеки. Английская семья меньше, чем любая другая европейская, и уж тем более русская, ограждает ребенка от внешнего мира. Ребенка воспитывают так, чтобы он чувствовал себя в компании своих сверстников и наставников в такой же степени дома, как в собственной семье.
Сегодня полный или частичный запрет на телесные наказания детей введен в Швеции, Австрии, Хорватии, Дании, Финляндии, Германии, Исландии, Латвии, Норвегии, Румынии, Украине и на Кипре. А вот в России, США, Франции такие запреты по-прежнему отсутствуют.
Даже детские слезы считаются у англичан неприемлемым воздействием на окружающих. Упал малыш с велосипеда − никто не будет его поднимать или тревожиться о разбитой коленке. Ребенок должен самостоятельно подняться на ноги и, главное, ехать дальше! А ведь ему всего 3 года!
Что касается системы наказаний, то в Великобритании с 1860 года действует «Билль о детях». Согласно поправкам к нему, привнесенным в ноябре 2004 года, за рукоприкладство, в результате которого «возникают синяки, царапины или покраснения на коже», родителям могут дать до пяти лет тюрьмы.
Германия: Границы дозволенного
В Германии нет авторитарного и подавляющего воспитания, но есть правила и традиции. С малых лет детей приучают к порядку, пунктуальности и обязательности. Их приучают все делать самим: упал − вставай, разлил чай − вытирай. В своей комнате дети могут делать все, что хотят, − это их территория, но в самой квартире нужно вести себя прилично, нельзя трогать вещи родителей без разрешения. Детям сразу дается понять, что у каждого человека есть свои интересы и желания.
Там, где родители работают, как правило, нанимают няню, а мамы могут делать карьеру и зарабатывать на оплату помощников по ведению хозяйства и воспитанию детей. Либо отдавать детей в детские учреждения, причем о месте надо позаботиться заранее − многие мамы встают на очередь сразу после выхода из роддома. В детском саду маленькие немцы обычно много играют в игры, которые учат их самостоятельно мыслить и принимать решения.
С 2000 года права детей в Германии защищены законом, любое насилие взрослых по отношению к ним преследуется юридически. В пункте 2 статьи 1631 Гражданского кодекса Германии так и записано: «Дети имеют право на воспитание без насилия. Телесные наказания, душевный вред и прочие действия, унижающие человеческое достоинство, запрещены».
Италия: Рай для детей
Италия − настоящий рай для детей! Маленькие итальянцы растут в атмосфере вседозволенности и бессистемности. Им разрешено все. Итальянцы везде берут с собой малышей, поэтому их всегда видно и слышно, за исключением времени с двух до пяти дня, когда они спят после обеда. Дело в том, что итальянские дети привыкли отдыхать перед вечерней прогулкой, когда (как только чуть спадет жара) их родители лениво выползают на опустевшие улицы − других посмотреть и себя показать. Итальянцы удивительно терпимы к детям, даже самым неугомонным.
Что бы ребенок ни вытворял, пусть он хоть на голове стоит, никто ему (а также его родителям) и слова не скажет, потому что все прекрасно понимают, что он ведет себя действительно как ребенок. А те, кому мешает его поведение, скорее сами отойдут чуть в сторону, лишь мило улыбнувшись его выходкам, чем потревожат кого-либо из родителей.
В Италии родители везде берут малышей с собой, поэтому их всегда видно и слышно. Согласно исследованию, проведенному группой туристических операторов Франции, США и Испании под руководством итальянского психолога Массимо Чиконья, итальянские дети – самые невоспитанные в Европе.
Многие итальянцы отдают трехлетних детишек в детские сады (scuola materna), где в течение трех лет их готовят к школе. Дети учатся в группах по 15−30 человек по методу знаменитого во всем мире педагога Марии Монтессори. Каждое утро ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Например, сегодня малыш хочет поливать цветы, в другой день − подметать пол, в третий − рассматривать книги. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.
В Италии, в отличие от многих других европейских стран, принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В случае, когда ребенка нужно наказать (ведь, несмотря на вседозволенность, маленьким итальянцам тоже иногда попадает от родителей), 71% итальянских родителей в данном случае наиболее эффективным считают введение ограничений, 32% предпочитают отругать своих детей, а 21% заставляют их делать то, что им не нравится. Тем не менее в экстремальных ситуациях 53% родителей в Италии признаются, что прибегают к физическому наказанию, среди них до 63% − это родители маленьких детей и до 40% − родители подростков.
Китай: Дети Поднебесной
Китайские традиции, связанные с рождением и воспитанием детей, сильно отличаются от европейских.
После рождения в течение месяца мама и ребенок особо опекаются. Считается, что молодой маме не следует часто вставать с постели, нужно поменьше двигаться, не стричь волосы, не есть определенные продукты, не пить зеленый чай, поскольку все они имеют холодную природу. Весь уход за ребенком и работа по дому ложатся на плечи родственников женского пола.
Здесь, принято отдавать детей в ясли с раннего возраста (иногда даже с трех месяцев), где они живут по правилам коллектива в полном соответствии с принятыми нормами.
Жесткий режим дает и свои положительные плоды: малыши рано начинают ходить на горшок, спят и едят строго по расписанию, растут послушными, в жестких рамках раз и навсегда установленных правил.
С самого раннего возраста воспитатели и родители усердно занимаются развитием малышей, и в этом китайцы близки россиянам. Обучающие игры и специальные программы, помноженные на усидчивость и послушание китайцев, способны дать грандиозные результаты!
Япония: И Бог, и раб, и друг
Маленьким детям в Японии разрешают все, но в 5−6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации.
С раннего детства японские дети очень свободны в выборе своих желаний. Ребенок в Японии почти никогда не плачет. Конечно, ведь все его желания тут же удовлетворяются: до 2 лет мама носит его привязанным за спиной, спит он около нее, и грудь ему мать дает в любое время. Даже когда малыш начинает ходить, его почти не спускают с рук. Рядом с ним всегда мать, бабушка, сестры, и от них он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Эти три слова прочно оседают в его подсознании.
С нашей точки зрения, российский ребенок идеален, если он послушен и дисциплинирован, а в Японии, получается, детей неимоверно балуют, им не дают повода плакать! Им почти ничего не запрещают до школьного возраста! Японцы умудряются совершенно не реагировать на плохое поведение детей, словно бы не замечая его. Воспитание ребенка здесь похоже на угрозу отчуждения: «Если ты будешь себя вести неподобающим образом, все станут над тобой смеяться, все отвернутся от тебя». И такая боязнь быть отвергнутым, униженным, отлученным от семьи с ранних лет западает в душу малыша. А поскольку образ жизни и даже уклад японского дома таков, что человек почти все время живет на глазах у других, эта угроза действует серьезно.
Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком «как с королем», с 5 до 12 лет − «как с рабом», а после 12 − «как с равным».
Считается, что 12-летний ребенок является уже достаточно взрослым, для того чтобы четко осознавать свои обязанности и беспрекословно подчиняться правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин.
Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90% умеют умываться, 75% могут делать покупки, а 39% – мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках
Россия: А как у нас?
В современном российском воспитании трудно найти общую, внутренне непротиворечивую идею, во имя которой бы это воспитание осуществлялось.
«В Советском Союзе, например, такая идея была − воспитать нормативного члена коммунистического общества, привить ему чувство коллективизма и трудолюбие. Сейчас педагоги сомневаются в необходимости даже тех качеств, которые воспитывают как бы по инерции, и маленькие дети, а уж тем более подростки, эту внутреннюю противоречивость позиции педагогов чувствуют, − рассказывает клинический психолог Анастасия Чембарисова. − Так, например, воспитательница ругает нагло ведущего себя ребенка при других детях, а за чашечкой чая, в окружении своих коллег, выражает ему же свое поощрение: «Не будет по головам ходить − ничего в жизни не добьется».
И воспитательная позиция родителей часто тоже оказывается внутренне противоречивой, зажатой необходимостью вроде как взаимоисключающего и очень наболевшего выбора: развивать нравственность или умение обеспечить себя и адаптироваться уже в капиталистическом обществе.
Расстановка приоритетов
По данным опроса Института социологии РАН, большинство российских родителей самым важным на сегодняшний день в процессе воспитания считают обучение детей трудолюбию, упорству, физическому развитию. Ну а когда программа-максимум выполнена, нужно, по мнению мам и пап, воспитывать в ребенке самостоятельность и независимость, развивать его интеллект, воспитывать уважение к окружающим, вежливость и т. д. По мнению россиян, только мамы и папы в состоянии сделать так, чтобы ребенок вырос трудолюбивым (81% опрошенных), ответственным (72%), с хорошими манерами (63%) и терпимым по отношению к другим людям (60%). Чуть менее 50% считают, что родители должны научить детей бережливости, 39% полагают, что важнее настойчивость и решительность, а 34% участников опроса воспитывают в детях независимость. В конце списка качеств, взращенных дома, стоят послушание (28%), бескорыстие (17%), воображение (15%) и религиозность (14%).
«Бабушкино» воспитание
Согласно опросам социологов, 32% пожилых женщин в России оказывают регулярную помощь в воспитании внуков и еще около 40% время от времени принимают участие в этом процессе.
«Доверие собственных детей старшему поколению отчасти можно объяснить тем, что передача детей бабушкам сложилась исторически, − говорит Анастасия Чембарисова. − До XXI века очень многие семьи жили вместе, занимались хозяйством. Молодым родителям приходилось выполнять больший объем работ, и за детьми приглядывали либо старшие дети, либо бабушки. В советское время было социально неодобряемо отказать в помощи с внуками во имя каких-то личных интересов, которым по определению нужно было меркнуть перед общественными. Значимо и то, что срок декретного отпуска был невелик. Многие мамы просто не успевали в полной мере реализовать свой материнский инстинкт и затем наверстывали и продолжают наверстывать упущенное с внуками».
В то же время сегодняшние российские бабушки тоже довольно активны, порой еще много работают. Да и современные мамы редко надолго остаются в декрете. Поэтому европейский подход с садами и няньками становится все более актуальным и для нас.
Бить или не бить?
Почти половине российских родителей (45%) случалось наказывать своих детей. Людям среднего возраста (36−50 лет) чаще остальных приходилось наказывать своего ребенка (примерно 57%). Те, кто помоложе (18−35 лет), немного отличаются от поколения своих родителей: 43% людей этого возраста уже начали воспитывать детей, прибегая к различного рода наказаниям. Наиболее гуманными выглядят пожилые люди: лишь треть из них когда-то наказывали своих детей. Из всех ответивших чаще наказывают детей женщины (64%).
Интересно как Вы это делаете?
Как Вы лично подходите к воспитанию детей?
Часто привлекаете для этого бабушек и дедушек или всё делаете самостоятельно, а может пользуетесь услугами няни-воспитателя?
Как вы относитесь к наказаниям? Наказываете своих детей или никогда, если наказываете, то каким образом (способом) и как часто?
Особенности национального воспитания
США: Права с пеленок!
Даже самые занятые и поглощенные работой американские родители считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям. Есть даже такое понятие, как family day, − это, как правило, один из выходных, полностью посвященный семье. Детей начиная с грудного возраста родители берут с собой всюду − в Америке все для этого приспособлено.
Американская семья − живое воплощение демократии. Американский ребенок является полноправным членом семьи, имеет в ней такое же право голоса, как и остальные, по всем вопросам. Поэтому, в отличие от своих зарубежных сверстников, маленькие американцы чуть ли не с пеленок привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и чем скрасить свой досуг.
Бабушкам-дедушкам детей в Америке оставлять не принято. Считается, что дети − это проблема родителей, и, раз уж семья решилась иметь малышей, пусть и занимается ими полностью. Родители чаще всего нанимают бебиситтера. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США − иммигранты без специального образования, согласные работать за очень небольшое по американским стандартам вознаграждение.
В большинстве случаев в качестве наказания для непослушных малышей в США практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий. Однако 69% американцев сегодня признаются, что по-прежнему время от времени «шлепают своих детей по попе или дают им подзатыльники», если те плохо себя ведут. И это несмотря на то, что жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы могут привести к серьезному разбирательству.
Франция: Ранняя социализация
Французы прежде всего стараются воспитать из своих детей будущих примерных семьянинов и законопослушных граждан. Создать общественную единицу для них гораздо важнее, чем поощрять самовыражение. Тем не менее это не означает, что французские родители менее заботливые и любящие, просто они верят в то, что для ребенка важно быть воспитанным, что ему нужно внушать определенные представления, рассказывать о ценностях французского общества.
Французские родители не считают нужным прерывать какое-либо свое занятие, чтобы выслушивать ребенка или баловать его. Французские мамы и папы не стесняются делать своим детям замечания по поводу глупости, плохого вкуса, плохих манер, неуместного поведения и небрежности в одежде.
Маленькие французы учатся правильно выбирать время для беседы и быть изобретательными, чтобы привлечь к себе внимание
Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки предпочитают работать. Кроме того, большинство французских матерей уверены, что ранняя социализация пойдет малышу только на пользу. Ведь в яслях или детском саду малыш начинает за компанию с друзьями играть, читать, рисовать. Кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина и как важно быть дисциплинированным и, что не менее важно, самостоятельным. Французские дети быстро учатся обращаться со столовыми приборами, самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом без помощи взрослых и т. д.
Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков − привлекать их к этому во Франции не принято. А вот что касается системы наказаний, то во Франции дать ребенку ремнем по «мягкому месту» не считается чем-то зазорным. Опрос, проведенный еще в 2007 году специалистами организации «Европейский союз семьи» (Europaische Familienunion, UFE), выявил, что 9 из 10 французских родителей прибегают к физическим наказаниям своих детей. 95% опрошенных признались в том, что им самим в детстве доставалось от родителей, а около 65% даже уверены, что физическое наказание было оправданным.
Великобритания: Чисто английское воспитание
Типичный англичанин обладает строгим характером. С раннего возраста ребенка приучают к самостоятельности, лишая его всяческой опеки. Английская семья меньше, чем любая другая европейская, и уж тем более русская, ограждает ребенка от внешнего мира. Ребенка воспитывают так, чтобы он чувствовал себя в компании своих сверстников и наставников в такой же степени дома, как в собственной семье.
Сегодня полный или частичный запрет на телесные наказания детей введен в Швеции, Австрии, Хорватии, Дании, Финляндии, Германии, Исландии, Латвии, Норвегии, Румынии, Украине и на Кипре. А вот в России, США, Франции такие запреты по-прежнему отсутствуют.
Даже детские слезы считаются у англичан неприемлемым воздействием на окружающих. Упал малыш с велосипеда − никто не будет его поднимать или тревожиться о разбитой коленке. Ребенок должен самостоятельно подняться на ноги и, главное, ехать дальше! А ведь ему всего 3 года!
Что касается системы наказаний, то в Великобритании с 1860 года действует «Билль о детях». Согласно поправкам к нему, привнесенным в ноябре 2004 года, за рукоприкладство, в результате которого «возникают синяки, царапины или покраснения на коже», родителям могут дать до пяти лет тюрьмы.
Германия: Границы дозволенного
В Германии нет авторитарного и подавляющего воспитания, но есть правила и традиции. С малых лет детей приучают к порядку, пунктуальности и обязательности. Их приучают все делать самим: упал − вставай, разлил чай − вытирай. В своей комнате дети могут делать все, что хотят, − это их территория, но в самой квартире нужно вести себя прилично, нельзя трогать вещи родителей без разрешения. Детям сразу дается понять, что у каждого человека есть свои интересы и желания.
Там, где родители работают, как правило, нанимают няню, а мамы могут делать карьеру и зарабатывать на оплату помощников по ведению хозяйства и воспитанию детей. Либо отдавать детей в детские учреждения, причем о месте надо позаботиться заранее − многие мамы встают на очередь сразу после выхода из роддома. В детском саду маленькие немцы обычно много играют в игры, которые учат их самостоятельно мыслить и принимать решения.
С 2000 года права детей в Германии защищены законом, любое насилие взрослых по отношению к ним преследуется юридически. В пункте 2 статьи 1631 Гражданского кодекса Германии так и записано: «Дети имеют право на воспитание без насилия. Телесные наказания, душевный вред и прочие действия, унижающие человеческое достоинство, запрещены».
Италия: Рай для детей
Италия − настоящий рай для детей! Маленькие итальянцы растут в атмосфере вседозволенности и бессистемности. Им разрешено все. Итальянцы везде берут с собой малышей, поэтому их всегда видно и слышно, за исключением времени с двух до пяти дня, когда они спят после обеда. Дело в том, что итальянские дети привыкли отдыхать перед вечерней прогулкой, когда (как только чуть спадет жара) их родители лениво выползают на опустевшие улицы − других посмотреть и себя показать. Итальянцы удивительно терпимы к детям, даже самым неугомонным.
Что бы ребенок ни вытворял, пусть он хоть на голове стоит, никто ему (а также его родителям) и слова не скажет, потому что все прекрасно понимают, что он ведет себя действительно как ребенок. А те, кому мешает его поведение, скорее сами отойдут чуть в сторону, лишь мило улыбнувшись его выходкам, чем потревожат кого-либо из родителей.
В Италии родители везде берут малышей с собой, поэтому их всегда видно и слышно. Согласно исследованию, проведенному группой туристических операторов Франции, США и Испании под руководством итальянского психолога Массимо Чиконья, итальянские дети – самые невоспитанные в Европе.
Многие итальянцы отдают трехлетних детишек в детские сады (scuola materna), где в течение трех лет их готовят к школе. Дети учатся в группах по 15−30 человек по методу знаменитого во всем мире педагога Марии Монтессори. Каждое утро ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Например, сегодня малыш хочет поливать цветы, в другой день − подметать пол, в третий − рассматривать книги. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.
В Италии, в отличие от многих других европейских стран, принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В случае, когда ребенка нужно наказать (ведь, несмотря на вседозволенность, маленьким итальянцам тоже иногда попадает от родителей), 71% итальянских родителей в данном случае наиболее эффективным считают введение ограничений, 32% предпочитают отругать своих детей, а 21% заставляют их делать то, что им не нравится. Тем не менее в экстремальных ситуациях 53% родителей в Италии признаются, что прибегают к физическому наказанию, среди них до 63% − это родители маленьких детей и до 40% − родители подростков.
Китай: Дети Поднебесной
Китайские традиции, связанные с рождением и воспитанием детей, сильно отличаются от европейских.
После рождения в течение месяца мама и ребенок особо опекаются. Считается, что молодой маме не следует часто вставать с постели, нужно поменьше двигаться, не стричь волосы, не есть определенные продукты, не пить зеленый чай, поскольку все они имеют холодную природу. Весь уход за ребенком и работа по дому ложатся на плечи родственников женского пола.
Здесь, принято отдавать детей в ясли с раннего возраста (иногда даже с трех месяцев), где они живут по правилам коллектива в полном соответствии с принятыми нормами.
Жесткий режим дает и свои положительные плоды: малыши рано начинают ходить на горшок, спят и едят строго по расписанию, растут послушными, в жестких рамках раз и навсегда установленных правил.
С самого раннего возраста воспитатели и родители усердно занимаются развитием малышей, и в этом китайцы близки россиянам. Обучающие игры и специальные программы, помноженные на усидчивость и послушание китайцев, способны дать грандиозные результаты!
Япония: И Бог, и раб, и друг
Маленьким детям в Японии разрешают все, но в 5−6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации.
С раннего детства японские дети очень свободны в выборе своих желаний. Ребенок в Японии почти никогда не плачет. Конечно, ведь все его желания тут же удовлетворяются: до 2 лет мама носит его привязанным за спиной, спит он около нее, и грудь ему мать дает в любое время. Даже когда малыш начинает ходить, его почти не спускают с рук. Рядом с ним всегда мать, бабушка, сестры, и от них он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Эти три слова прочно оседают в его подсознании.
С нашей точки зрения, российский ребенок идеален, если он послушен и дисциплинирован, а в Японии, получается, детей неимоверно балуют, им не дают повода плакать! Им почти ничего не запрещают до школьного возраста! Японцы умудряются совершенно не реагировать на плохое поведение детей, словно бы не замечая его. Воспитание ребенка здесь похоже на угрозу отчуждения: «Если ты будешь себя вести неподобающим образом, все станут над тобой смеяться, все отвернутся от тебя». И такая боязнь быть отвергнутым, униженным, отлученным от семьи с ранних лет западает в душу малыша. А поскольку образ жизни и даже уклад японского дома таков, что человек почти все время живет на глазах у других, эта угроза действует серьезно.
Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком «как с королем», с 5 до 12 лет − «как с рабом», а после 12 − «как с равным».
Считается, что 12-летний ребенок является уже достаточно взрослым, для того чтобы четко осознавать свои обязанности и беспрекословно подчиняться правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин.
Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90% умеют умываться, 75% могут делать покупки, а 39% – мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках
Россия: А как у нас?
В современном российском воспитании трудно найти общую, внутренне непротиворечивую идею, во имя которой бы это воспитание осуществлялось.
«В Советском Союзе, например, такая идея была − воспитать нормативного члена коммунистического общества, привить ему чувство коллективизма и трудолюбие. Сейчас педагоги сомневаются в необходимости даже тех качеств, которые воспитывают как бы по инерции, и маленькие дети, а уж тем более подростки, эту внутреннюю противоречивость позиции педагогов чувствуют, − рассказывает клинический психолог Анастасия Чембарисова. − Так, например, воспитательница ругает нагло ведущего себя ребенка при других детях, а за чашечкой чая, в окружении своих коллег, выражает ему же свое поощрение: «Не будет по головам ходить − ничего в жизни не добьется».
И воспитательная позиция родителей часто тоже оказывается внутренне противоречивой, зажатой необходимостью вроде как взаимоисключающего и очень наболевшего выбора: развивать нравственность или умение обеспечить себя и адаптироваться уже в капиталистическом обществе.
Расстановка приоритетов
По данным опроса Института социологии РАН, большинство российских родителей самым важным на сегодняшний день в процессе воспитания считают обучение детей трудолюбию, упорству, физическому развитию. Ну а когда программа-максимум выполнена, нужно, по мнению мам и пап, воспитывать в ребенке самостоятельность и независимость, развивать его интеллект, воспитывать уважение к окружающим, вежливость и т. д. По мнению россиян, только мамы и папы в состоянии сделать так, чтобы ребенок вырос трудолюбивым (81% опрошенных), ответственным (72%), с хорошими манерами (63%) и терпимым по отношению к другим людям (60%). Чуть менее 50% считают, что родители должны научить детей бережливости, 39% полагают, что важнее настойчивость и решительность, а 34% участников опроса воспитывают в детях независимость. В конце списка качеств, взращенных дома, стоят послушание (28%), бескорыстие (17%), воображение (15%) и религиозность (14%).
«Бабушкино» воспитание
Согласно опросам социологов, 32% пожилых женщин в России оказывают регулярную помощь в воспитании внуков и еще около 40% время от времени принимают участие в этом процессе.
«Доверие собственных детей старшему поколению отчасти можно объяснить тем, что передача детей бабушкам сложилась исторически, − говорит Анастасия Чембарисова. − До XXI века очень многие семьи жили вместе, занимались хозяйством. Молодым родителям приходилось выполнять больший объем работ, и за детьми приглядывали либо старшие дети, либо бабушки. В советское время было социально неодобряемо отказать в помощи с внуками во имя каких-то личных интересов, которым по определению нужно было меркнуть перед общественными. Значимо и то, что срок декретного отпуска был невелик. Многие мамы просто не успевали в полной мере реализовать свой материнский инстинкт и затем наверстывали и продолжают наверстывать упущенное с внуками».
В то же время сегодняшние российские бабушки тоже довольно активны, порой еще много работают. Да и современные мамы редко надолго остаются в декрете. Поэтому европейский подход с садами и няньками становится все более актуальным и для нас.
Бить или не бить?
Почти половине российских родителей (45%) случалось наказывать своих детей. Людям среднего возраста (36−50 лет) чаще остальных приходилось наказывать своего ребенка (примерно 57%). Те, кто помоложе (18−35 лет), немного отличаются от поколения своих родителей: 43% людей этого возраста уже начали воспитывать детей, прибегая к различного рода наказаниям. Наиболее гуманными выглядят пожилые люди: лишь треть из них когда-то наказывали своих детей. Из всех ответивших чаще наказывают детей женщины (64%).