"Партия Аллаха" - откуда она и куда ведет?
Статья "Русской линии"
Очередная война на Ближнем Востоке отличается одним своеобразным явлением - основным противником армии Израиля (что там не говори, но все же серьезной военной силы) являются не армии соседних арабских государств, а ливанская региональная повстанческая организация "Хезболлах". В переводе с литературного арабского это слово (иногда, впрочем, пишут "Хизболла"), означает "партия Аллаха". Представляя интересы ливанских мусульман-шиитов, "Хезболлах" контролирует небольшой анклав на юге Ливана, периодически совершая нападения на территорию Израиля. Именно одно из таких нападений, в результате которого двое израильских солдат были захвачены в плен, и стало предлогом для нападения Израиля.
Между тем, новая война затягивается все более и более. Вспомним, что в 1967 году Израилю понадобилось 6 дней, что бы разгромить армии 5 арабских государств, по численности превышающие все население Израиля. В 1973 году, во время так называемой "войны Судного дня", Израилю удалось свести результаты военных действий за 19 дней войны вничью, хотя ему противостояли армии численностью в 1,5 миллиона человек, оснащенные самым новым советским оружием. В 1982 году израильтянам понадобилось 102 дня военных действий, чтобы войти в Бейрут, но ведь им пришлось воевать с сирийской армией, отрядами палестинцев и союзных им сил ливанских левых. Нынешняя война уже идет больше трех недель, а вооруженные формирования одной этой "партии Аллаха", даже по израильским данным, не превышающие 5 тысяч человек, по-прежнему удерживают весь юг Ливана. Израильская армия имеет не только подавляющее технологическое превосходство, но и многократно превышает "Хезболлах" по численности. Уже одно это обстоятельство вызывает уважение к этим "хезболлахам". Так что это за партия, за что сражается, на кого опирается?
Когда речь идет о ближневосточном конфликте, то не избежать исторических и этнографических экскурсов. И тем более это необходимо, когда речь идет о Ливане.
Это маленькое государство, размером с 1/8 часть Ленинградской области, славится тем, что именно в нем родился термин "ливанизация", означающий войну всех против всех. Уже более трех десятилетий, точнее, с апреля 1975 года, самой главной особенностью Ливана является вооруженная борьба противоборствующих кланов. Если учесть, что этих конфессионально-территориальных кланов в Ливане - многие десятки, то неудивительно, что "Хезболлах", действительно, могла выделиться среди сонма ливанских конфессиональных партий только благодаря сворим заслугам. Напомним, что Ливан до гражданской войны 1975 года управлялся на основании "национального пакта", согласно которому все государственные посты распределялись между представителями доминирующих в стране конфессий. При этом за основу брались результаты переписи 1932 года! Тогда в Ливане 55% населения составляли христиане, среди которых, в свою очередь, небольшой перевес имели марониты (представители униатской церкви, заключившей соглашение с Ватиканом), далее шли мусульмане, разделенные на суннитов и шиитов, а также мелкие секты типа друзов. Согласно "национальному пакту", пост президента был закреплен за маронитом, премьер-министра - за суннитом, спикером парламента мог только мусульманин-шиит, его заместителем - православный христианин. Аналогичным образом за представителями определенной конфессии (в которых, в свою очередь, существовала своя иерархия кланов) были закреплены практически все основные должности в государственном аппарате Ливана. Худо-бедно, но эта система работала более трех десятилетий, обеспечивая Ливану стабильность и процветание. Трудно поверить, что еще в начале 70-х гг. ХХ века Ливан именовали "Швейцарией Ближнего Востока".
Но все проходит. "Национальный пакт" перестал соответствовать демографическим, социальным, экономическим и прочим условиям развития ливанского общества. В результате неравномерного естественного прироста различных конфессиональных общин, на первое место по численности вышли мусульмане, составляя теперь уже 60% всех ливанцев, причем среди мусульман стали численно преобладать шииты. Теперь не менее трети всех ливанцев относятся к этому направлению ислама.
Между тем, в Ливане (как, впрочем, и во всех арабских странах) шииты традиционно были самой угнетаемой и дискриминируемой категорией населения. Если среди христиан лишь 6% относились к малоимущим, то у шиитов таковых были 22%. Количество людей с высшим образованием у шиитов было в 5 раз меньше, чем у христиан. Среди женщин-шииток 70% были неграмотными.
Бедность и нищета шиитов долго делали их последователями различных левых идей. В 70-е гг. в ливанской компартии, одной из немногих действительно сильных и влиятельных в регионе, значительную часть рядового актива составляли шииты.
Попытки перераспределить власть и собственность среди конфессиональных общин, осложненная к тому же присутствием в Ливане палестинцев и вмешательством соседних государств, привели к гражданской войне 1975-1990 гг. В этой войне сражались друг с другом несколько десятков противоборствующих сторон, представляя собой все ливанские конфессии и кланы. Та война отличалась невероятной запутанностью, постоянными расколами, переходами из одного лагеря в другой. Не случайно ливанцы философски говорили: "Трудно понять, что происходит на Востоке, но тщетно понять, что происходит в Ливане".
Разумеется, в такой войне не могло быть полной победы ни одной из воюющих сторон. Речь могла идти только о том, кто из воюющих сторон пострадал меньше, чем его противники. Результатом этой войны стало исчезновение как реальной ливанской государственности, так и резкое изменение "веса" различных конфессиональных групп. Ливанские христиане, понесшие значительные потери, которые не могли компенсировать низкий (по ближневосточным, конечно, критериям), естественный прирост, а также значительная эмиграция на Запад, утратили свое прежнее доминирование в стране. Сунниты, расколотые на множество враждующих направлений, также не могут заменить христиан в качестве ведущей политической силы. Игравшие некогда значительную роль в Ливане друзы слишком малочисленны и замкнуты, что бы претендовать на лидерство в стране. Зато невероятно выросли мощь и амбиции шиитской общины.
За десятилетия ливанского кризиса шииты, именно благодаря высокой рождаемости, а также групповой сплоченности, присущей угнетенным меньшинствам, стали полными хозяевами ливанского юга. Неожиданную помощь в этом им оказал Израиль. Постоянные израильские вторжения и бомбардировки юга Ливана привели к тому, что этот регион покинули большинство христиан и мусульман-суннитов. Сами шииты, несмотря на то, что были угнетены и обездолены, а может быть, именно благодаря этому, упорно держались за свою землю, не проявляя желаний эмигрировать из своей неласковой к ним родины. Но зато теперь они получают возможность претендовать на участие в руководстве Ливаном.
В конце 70-х, когда христиане, сунниты, друзы и палестинцы воевали друг с другом, шииты также стали создавать свои военно-политические организации, первоначально малозаметные на общем фоне. Шииты вот главе с Мусой аль-Садром создали "Ливанские бригады сопротивления" (арабская аббревиатура звучит как "Амаль", причем слово "Амаль" означает также "Надежда"). Организация "Амаль" также принимала участие в ливанской междоусобице, но главным врагом считала все же не ливанские общины, а Израиль. Это не могло не привести к популярности "Амаль" даже среди иноверцев. В дальнейшем, подобно всем ливанским группировкам, "Амаль" распался, причем его фракции вступили в войну друг с другом. Муса аль-Садр пропал без вести, вероятно, став жертвой войны. Однако объединение шиитов все же началось.
Между тем, в Иране, главной шиитской стране мира, произошла исламская революция под руководством духовенства. На шиитов Ливана это событие не могло не произвести впечатление. Иранское революционное руководство во главе с Хомейни стало оказывать своим ливанским единоверцам финансовую и идеологическую помощь. Отряды иранских "стражей исламской революции" стали прибывать в Ливан.
В 1982 году Израиль начал масштабное вторжение в эту несчастную страну. Палестинские и союзные им ливанские левые и суннитские группировки потерпели поражение. Значительная часть палестинских формирований покинули Ливан. В страну вошли американские, британские, французские и итальянские войска. Казалось, с Ливаном все ясно: страна перейдет под протекторат Израиля и НАТО, а ливанцы станут жителями очередной диктатуры "Свободного мира". И вот именно в такой момент те, которому действительно нечего было терять в таком Ливане, объединились под знаменем "Хезболлах".
В роковом 1982 году в древнем городе Баальбек, в заселенной шиитами долине Бекаа, было объявлено о создании на базе радикальной части "Амаль" новой военно-политической организации "Партия Аллаха". В названии был использован термин из Корана (28 сура "Рассказ"), в котором говорилось о решающей войне между "партией Аллаха" (то есть группой искренних последователей единобожия) и "партией Шайтана". Это название также подчеркивало, что организация объединяет всех истинных мусульман, а не только шиитов (хотя в сущности "Хезболлах" остается шиитской группировкой). Кроме того, в Коране под "партией Аллаха" подразумевались также и все угнетенные. Им Коран обещал: "Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделаем их имамами и сделаем наследниками" (Коран 28: 5). Неудивительно, что для социальных низов, к которым относилось большинство шиитов, лозунги "Хезболлах" оказались так близки и понятны.
Во главе "Хезболлах" первоначально стоял духовный лидер шиитов шейх Фадлалла. Своей целью "Хезболлах" открыто провозгласила исламскую революцию иранского образца, а также ликвидацию Израиля и борьбу с американским "Большим Шайтаном". Первоначально на "Хезболлах" не обратили внимания даже искушенные специалисты по Ближнему Востоку. В самом деле, в Ливане за годы войны активно действовали, но затем сошли со сцены многие некогда могущественные организации. Кому сейчас, за пределами узкого круга историков, что-нибудь скажут такие названия партий, как "Катаиб", "Мурабитун", "Марада", "тигры", "защитники кедра"? Но новая партия быстро выделилась на фоне остальных ливанских партий.
"Хезболлахи" не испугались того, что против них были практически все ведущие страны Запада, Израиль, почти все ливанские конфессиональные общины. У "хезболлахов" были только "Калашниковы" и самодельные ракетные установки, которые прозвали "катюшами". Сказать, что силы были не равны, значит, ничего не сказать. Скорее всего, осознание этого только придало движению особые черты, такие как, как воля, беззаветность, самопожертвование, чувство своей избранности. И этого было достаточно, чтобы добиться немалых успехов.
В 1983 году смертник-хезболлах протаранил казарму американских морских пехотинцев в Бейруте. 241 американец немедленно погиб. Таким же атакам подвергались части других натовских стран. Напрасно американцы обстреливали шиитские районы тяжелой артиллерией с линкора "Айова". Кончилось все форменным бегством натовцев из Ливана в феврале 1984 года. В Ливане, по официальным западным данным, бесславно погибли 268 американцев, 90 французов и несколько тысяч наемников из прозападных ливанских формирований. Об этом поражении, которое американский писатель Гор Видал назвал "маленьким ближневосточным Вьетнамом", предпочитают не вспоминать западные СМИ. Для западного (и, к сожалению, российского) обывателя, Америка есть единственная сверхдержава, и уже поэтому не может потерпеть поражение. Ливан 1983, равно как и Сомали 1993 года (и, вероятно, Ирак ближайшего времени) означают, что Запад не столько силен сам по себе, сколько умеет рекламировать свое военное, на деле мнимое, могущество.
Однако наиболее знаменитым "Хезболлах" сделала победа над Израилем. С осени 1982 года, после победы в очередной арабо-израильской войне, Израиль оккупировал половину Ливана южнее столицы Бейрута. Но неожиданно оккупантам пришлось втянуться в войну с партизанами "Хезболлах", широко использовавшими действия смертников. Среди смертников были и девушки. Так, например, в апреле 1985 года Сана Мхейдли взорвала вместе с собой начиненный взрывчаткой автомобиль в колоне израильтян. Партизанскую войну вели многие ливанские группировки, но только хезболлахи имели наибольшие успехи в борьбе. Захл*цензура*вшись в этой войне, Израиль в июне 1985 года вынужден был вывести войска из Ливана.
В 1982-85 гг. в Ливане Израиль даже по данным "Краткой еврейской энциклопедии" потерял более 600 человек убитыми. Но, как известно, евреи - крупные математики. Во всяком случае, они умеют умножать и возводить в степень, когда говорят о еврейских жертвах всяких там "погромов" и "холокостов". Когда же надо подсчитывать потери в победоносных войнах Израиля, они предпочитают называть бесконечно малые цифры. В любом случае, партизанская война на юге Ливана закончилась поражением агрессора и его отступлением в 1985 году. Правда, на крайнем юге Ливана, между рекой Литани и границей с Израилем, оставалась крохотная территория, объявленная Израилем "зоной безопасности", которую контролировала произраильская "армия защиты юга". Но в 2000 году и этот "пятачок" ливанской земли Израиль был вынужден оставить. Разумеется, эту территорию немедленно заняла "Хезболлах". Наряду с классической партизанской войной, "хезболлахи" широко практиковали захваты заложников, в том числе иностранных дипломатов в Ливане, угоняли самолеты в соседних государствах.
После бегства израильтян из Ливана "Хезболлах" продолжала воевать с Израилем. На протяжении полутора десятилетия север Израиля подвергался обстрелам самодельными ракетами. В ходе этой продолжающейся войны "Хезболлах" окончательно превратилась в крупнейшую военно-политическую силу Ливана. Прежняя "Амаль" была разгромлена "Хезболлах" в конце 80-х гг., и теперь шииты Ливана подчинены именно "Партии аллаха". "Амаль" существует и в наши дни, а ее лидер Набих Берри является спикером ливанского парламента, но все же значительно уступает "Хезболлах" по всем показателям.
Произошли изменения и в руководстве "Хезболлах". Шейх Фадлалла, после нескольких ранений, отошел от непосредственного политического командования, оставаясь духовным лидером шиитов. Организацию возглавил Аббас аль-Мусави, герой войны с Израилем, одержавший также серьезные успехи в ливанских междоусобицах. Однако в 1992 году он был убит израильскими спецслужбами.
Это, однако, не могло разгромить "Хезболлах". Организация уже воспитала целую когорту военных, политических и религиозных лидеров. Во главе "Хезболлах" встал и возглавляет ее вот уже 14 лет, сравнительно молодой, 1960 года рождения (а на Востоке молодость является скорее недостатком), Хасан Насралла. Несмотря на молодость, Насралла может считаться ветераном войны и политики, ведь он уже в 15 лет, с началом гражданской войны, вступил в боевую группу шиитов. За годы войны в боях с израильтянами, а также ливанскими группировками, в том числе и с "неправильными" шиитами, Насралла вырос до основного военного руководителя Хезболлах". Понятно, что именно он и стал ее лидером.
На юге Ливана "Хезболлах" создала свое государство. Школы, больницы, коммунальные службы, социальное обеспечение - всем этим "Хезболлах" занимается на контролируемых территориях. Лидеры "Хезболлах" сумели совместить религиозные лозунги с социальными требованиями, против которых не возразили бы даже коммунисты. В результате среди шиитов ликвидирована неграмотность, многие молодые люди получают бесплатное высшее образование, в том числе, и за рубежом. Бедняки, сироты, безработные, многодетные семьи, получают социальную помощь от местных органов "Хезболлах". При почти социалистической системе распределения, на юге Ливана действует полностью свободная рыночная экономика.
В отличие от совершенно оторванных от жизни фанатиков вроде афганских талибов, "Хезболлах" максимально используют все средства коммуникации нашего времени. Помимо газет и радио, "Хезболлах" эффективно использует спутниковый телеканал "Аль-Манар" ("Маяк"), вещающий на весь Ближний Восток, а также и интернет. Если в начале своей деятельности "Хезболлах" финансовые средства в основном получала от Ирана, то теперь сами "хезболлахи" спонсируют не только исламские, но и различные антиглобалистские, правозащитные и экологические движения на Западе.
Нельзя не признать, что "Хезболлах", оставаясь воинственной исламской организацией, все же сумела обеспечить вполне нормальную жизнь иноверцам на контролируемых территориях. Так, христианский священник Булос Вехбе в интервью российскому информагентству отмечает: "За всё время своего существования "Хезболлах" не сделала ничего, что могло бы как-то притеснить или нанести вред христианам в Ливане. Христиане живут в кварталах, где есть "Хезболлах". Да, на них накладываются определенные ограничения в таких моментах как, например, распитие алкоголя. Но христиане, как отдельные люди и как верующие, спокойно живут в шиитских кварталах. Конечно, у кого-то есть страх того, что если сила "Хезболлах" будет расти, и если Ливан станет мусульманским государством, то у них не будет возможности жить так, как они хотят" (http://www.rosbalt.ru/2006/07/23/261413.html).
Итак, "Хезболлах" является крепким орешком. Имея почти полную поддержку шиитского населения (и, вероятно, также благожелательный нейтралитет ряда других ливанских конфессий), имея малочисленную, но очень мобильную партизанскую армию, прекрасно используя местность, "Хезболлах" может долго противостоять израильтянам. А сам Израиль может вести только блицкриг, поскольку вся его экономика просто рухнет в случае долгой войны. А то, что блицкриг уже сорван, ясно теперь всем.
Самое опасное в этой войне заключается в том, что она быстро может перерасти в большую войну, которая втянет в себя Сирию, Иран, и возможно, как и в 1983 году, страны НАТО. Пока победителем в войне выступает Иран, который ловко сумел, используя проиранскую ориентации. "Хезболлах", отвлечь внимание мира от своей ядерной программы, и заодно привлечь на свою сторону симпатии суннитов. Собственно, все акции "Хезболлах" последнего времени носят характер опережающих иранских ударов по Западу и его сателлиту на Ближнем Востоке. США, давно собирающиеся ударить по Ирану (им не нравится самостоятельная политика страны, имеющей много нефти и способной иметь оружие массового поражения), в очередной раз, вслед за "карикатурным скандалом, и резких высказываний иранского президента Ахмадинежада по поводу "Холокоста", уступили инициативу Ирану.
Какую же позицию в этой войне должны занять мы, русские? Понятно, что большинство из нас готово воскликнуть вслед за шекспировским героем: "Чума на оба ваших дома"! Однако, признавая, что исламские фундаменталисты настроены антирусски, да и антихристиански, не меньше, чем антиизраильски, все же напомним основной принцип политики. Звучит он так: "Враг моего врага - мой друг"! Разумеется, друг лишь до тех пор, пока есть враг. Было бы плохо, если "Хезболлах" быстро потерпит поражение. Разумеется, и победа "Хезболлаха" для России крайне нежелательна. Появление очередной "Ичкерии" вряд ли станет утешением за ликвидацию Израиля. Как бы цинично это звучало, но нынешняя война весьма полезна для России. Она отвлекает и Запад, и исламизм, от вмешательства в дела России. Для России будет роковой ошибкой вмешаться в эту чужую войну на любой стороне. Так что пусть в Ливане воюют, но без нас! Пусть покупают побольше нашего оружия, пусть взлетает цена на нефть, пусть молодые исламисты вместо Чечни едут в Ливан, а молодые евреи ползают с оружием по ближневосточным кустарникам. Для России самая лучшая позиция - это позиция третьего радующегося. Наша страна так часто страдала из-за войн в чужих интересах. Неужели не сможет Россия использовать в своих интересах чужую войну?
Сергей Викторович Лебедев, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)
Статья "Русской линии"
Очередная война на Ближнем Востоке отличается одним своеобразным явлением - основным противником армии Израиля (что там не говори, но все же серьезной военной силы) являются не армии соседних арабских государств, а ливанская региональная повстанческая организация "Хезболлах". В переводе с литературного арабского это слово (иногда, впрочем, пишут "Хизболла"), означает "партия Аллаха". Представляя интересы ливанских мусульман-шиитов, "Хезболлах" контролирует небольшой анклав на юге Ливана, периодически совершая нападения на территорию Израиля. Именно одно из таких нападений, в результате которого двое израильских солдат были захвачены в плен, и стало предлогом для нападения Израиля.
Между тем, новая война затягивается все более и более. Вспомним, что в 1967 году Израилю понадобилось 6 дней, что бы разгромить армии 5 арабских государств, по численности превышающие все население Израиля. В 1973 году, во время так называемой "войны Судного дня", Израилю удалось свести результаты военных действий за 19 дней войны вничью, хотя ему противостояли армии численностью в 1,5 миллиона человек, оснащенные самым новым советским оружием. В 1982 году израильтянам понадобилось 102 дня военных действий, чтобы войти в Бейрут, но ведь им пришлось воевать с сирийской армией, отрядами палестинцев и союзных им сил ливанских левых. Нынешняя война уже идет больше трех недель, а вооруженные формирования одной этой "партии Аллаха", даже по израильским данным, не превышающие 5 тысяч человек, по-прежнему удерживают весь юг Ливана. Израильская армия имеет не только подавляющее технологическое превосходство, но и многократно превышает "Хезболлах" по численности. Уже одно это обстоятельство вызывает уважение к этим "хезболлахам". Так что это за партия, за что сражается, на кого опирается?
Когда речь идет о ближневосточном конфликте, то не избежать исторических и этнографических экскурсов. И тем более это необходимо, когда речь идет о Ливане.
Это маленькое государство, размером с 1/8 часть Ленинградской области, славится тем, что именно в нем родился термин "ливанизация", означающий войну всех против всех. Уже более трех десятилетий, точнее, с апреля 1975 года, самой главной особенностью Ливана является вооруженная борьба противоборствующих кланов. Если учесть, что этих конфессионально-территориальных кланов в Ливане - многие десятки, то неудивительно, что "Хезболлах", действительно, могла выделиться среди сонма ливанских конфессиональных партий только благодаря сворим заслугам. Напомним, что Ливан до гражданской войны 1975 года управлялся на основании "национального пакта", согласно которому все государственные посты распределялись между представителями доминирующих в стране конфессий. При этом за основу брались результаты переписи 1932 года! Тогда в Ливане 55% населения составляли христиане, среди которых, в свою очередь, небольшой перевес имели марониты (представители униатской церкви, заключившей соглашение с Ватиканом), далее шли мусульмане, разделенные на суннитов и шиитов, а также мелкие секты типа друзов. Согласно "национальному пакту", пост президента был закреплен за маронитом, премьер-министра - за суннитом, спикером парламента мог только мусульманин-шиит, его заместителем - православный христианин. Аналогичным образом за представителями определенной конфессии (в которых, в свою очередь, существовала своя иерархия кланов) были закреплены практически все основные должности в государственном аппарате Ливана. Худо-бедно, но эта система работала более трех десятилетий, обеспечивая Ливану стабильность и процветание. Трудно поверить, что еще в начале 70-х гг. ХХ века Ливан именовали "Швейцарией Ближнего Востока".
Но все проходит. "Национальный пакт" перестал соответствовать демографическим, социальным, экономическим и прочим условиям развития ливанского общества. В результате неравномерного естественного прироста различных конфессиональных общин, на первое место по численности вышли мусульмане, составляя теперь уже 60% всех ливанцев, причем среди мусульман стали численно преобладать шииты. Теперь не менее трети всех ливанцев относятся к этому направлению ислама.
Между тем, в Ливане (как, впрочем, и во всех арабских странах) шииты традиционно были самой угнетаемой и дискриминируемой категорией населения. Если среди христиан лишь 6% относились к малоимущим, то у шиитов таковых были 22%. Количество людей с высшим образованием у шиитов было в 5 раз меньше, чем у христиан. Среди женщин-шииток 70% были неграмотными.
Бедность и нищета шиитов долго делали их последователями различных левых идей. В 70-е гг. в ливанской компартии, одной из немногих действительно сильных и влиятельных в регионе, значительную часть рядового актива составляли шииты.
Попытки перераспределить власть и собственность среди конфессиональных общин, осложненная к тому же присутствием в Ливане палестинцев и вмешательством соседних государств, привели к гражданской войне 1975-1990 гг. В этой войне сражались друг с другом несколько десятков противоборствующих сторон, представляя собой все ливанские конфессии и кланы. Та война отличалась невероятной запутанностью, постоянными расколами, переходами из одного лагеря в другой. Не случайно ливанцы философски говорили: "Трудно понять, что происходит на Востоке, но тщетно понять, что происходит в Ливане".
Разумеется, в такой войне не могло быть полной победы ни одной из воюющих сторон. Речь могла идти только о том, кто из воюющих сторон пострадал меньше, чем его противники. Результатом этой войны стало исчезновение как реальной ливанской государственности, так и резкое изменение "веса" различных конфессиональных групп. Ливанские христиане, понесшие значительные потери, которые не могли компенсировать низкий (по ближневосточным, конечно, критериям), естественный прирост, а также значительная эмиграция на Запад, утратили свое прежнее доминирование в стране. Сунниты, расколотые на множество враждующих направлений, также не могут заменить христиан в качестве ведущей политической силы. Игравшие некогда значительную роль в Ливане друзы слишком малочисленны и замкнуты, что бы претендовать на лидерство в стране. Зато невероятно выросли мощь и амбиции шиитской общины.
За десятилетия ливанского кризиса шииты, именно благодаря высокой рождаемости, а также групповой сплоченности, присущей угнетенным меньшинствам, стали полными хозяевами ливанского юга. Неожиданную помощь в этом им оказал Израиль. Постоянные израильские вторжения и бомбардировки юга Ливана привели к тому, что этот регион покинули большинство христиан и мусульман-суннитов. Сами шииты, несмотря на то, что были угнетены и обездолены, а может быть, именно благодаря этому, упорно держались за свою землю, не проявляя желаний эмигрировать из своей неласковой к ним родины. Но зато теперь они получают возможность претендовать на участие в руководстве Ливаном.
В конце 70-х, когда христиане, сунниты, друзы и палестинцы воевали друг с другом, шииты также стали создавать свои военно-политические организации, первоначально малозаметные на общем фоне. Шииты вот главе с Мусой аль-Садром создали "Ливанские бригады сопротивления" (арабская аббревиатура звучит как "Амаль", причем слово "Амаль" означает также "Надежда"). Организация "Амаль" также принимала участие в ливанской междоусобице, но главным врагом считала все же не ливанские общины, а Израиль. Это не могло не привести к популярности "Амаль" даже среди иноверцев. В дальнейшем, подобно всем ливанским группировкам, "Амаль" распался, причем его фракции вступили в войну друг с другом. Муса аль-Садр пропал без вести, вероятно, став жертвой войны. Однако объединение шиитов все же началось.
Между тем, в Иране, главной шиитской стране мира, произошла исламская революция под руководством духовенства. На шиитов Ливана это событие не могло не произвести впечатление. Иранское революционное руководство во главе с Хомейни стало оказывать своим ливанским единоверцам финансовую и идеологическую помощь. Отряды иранских "стражей исламской революции" стали прибывать в Ливан.
В 1982 году Израиль начал масштабное вторжение в эту несчастную страну. Палестинские и союзные им ливанские левые и суннитские группировки потерпели поражение. Значительная часть палестинских формирований покинули Ливан. В страну вошли американские, британские, французские и итальянские войска. Казалось, с Ливаном все ясно: страна перейдет под протекторат Израиля и НАТО, а ливанцы станут жителями очередной диктатуры "Свободного мира". И вот именно в такой момент те, которому действительно нечего было терять в таком Ливане, объединились под знаменем "Хезболлах".
В роковом 1982 году в древнем городе Баальбек, в заселенной шиитами долине Бекаа, было объявлено о создании на базе радикальной части "Амаль" новой военно-политической организации "Партия Аллаха". В названии был использован термин из Корана (28 сура "Рассказ"), в котором говорилось о решающей войне между "партией Аллаха" (то есть группой искренних последователей единобожия) и "партией Шайтана". Это название также подчеркивало, что организация объединяет всех истинных мусульман, а не только шиитов (хотя в сущности "Хезболлах" остается шиитской группировкой). Кроме того, в Коране под "партией Аллаха" подразумевались также и все угнетенные. Им Коран обещал: "Мы желаем оказать милость тем, которые были ослаблены на земле, и сделаем их имамами и сделаем наследниками" (Коран 28: 5). Неудивительно, что для социальных низов, к которым относилось большинство шиитов, лозунги "Хезболлах" оказались так близки и понятны.
Во главе "Хезболлах" первоначально стоял духовный лидер шиитов шейх Фадлалла. Своей целью "Хезболлах" открыто провозгласила исламскую революцию иранского образца, а также ликвидацию Израиля и борьбу с американским "Большим Шайтаном". Первоначально на "Хезболлах" не обратили внимания даже искушенные специалисты по Ближнему Востоку. В самом деле, в Ливане за годы войны активно действовали, но затем сошли со сцены многие некогда могущественные организации. Кому сейчас, за пределами узкого круга историков, что-нибудь скажут такие названия партий, как "Катаиб", "Мурабитун", "Марада", "тигры", "защитники кедра"? Но новая партия быстро выделилась на фоне остальных ливанских партий.
"Хезболлахи" не испугались того, что против них были практически все ведущие страны Запада, Израиль, почти все ливанские конфессиональные общины. У "хезболлахов" были только "Калашниковы" и самодельные ракетные установки, которые прозвали "катюшами". Сказать, что силы были не равны, значит, ничего не сказать. Скорее всего, осознание этого только придало движению особые черты, такие как, как воля, беззаветность, самопожертвование, чувство своей избранности. И этого было достаточно, чтобы добиться немалых успехов.
В 1983 году смертник-хезболлах протаранил казарму американских морских пехотинцев в Бейруте. 241 американец немедленно погиб. Таким же атакам подвергались части других натовских стран. Напрасно американцы обстреливали шиитские районы тяжелой артиллерией с линкора "Айова". Кончилось все форменным бегством натовцев из Ливана в феврале 1984 года. В Ливане, по официальным западным данным, бесславно погибли 268 американцев, 90 французов и несколько тысяч наемников из прозападных ливанских формирований. Об этом поражении, которое американский писатель Гор Видал назвал "маленьким ближневосточным Вьетнамом", предпочитают не вспоминать западные СМИ. Для западного (и, к сожалению, российского) обывателя, Америка есть единственная сверхдержава, и уже поэтому не может потерпеть поражение. Ливан 1983, равно как и Сомали 1993 года (и, вероятно, Ирак ближайшего времени) означают, что Запад не столько силен сам по себе, сколько умеет рекламировать свое военное, на деле мнимое, могущество.
Однако наиболее знаменитым "Хезболлах" сделала победа над Израилем. С осени 1982 года, после победы в очередной арабо-израильской войне, Израиль оккупировал половину Ливана южнее столицы Бейрута. Но неожиданно оккупантам пришлось втянуться в войну с партизанами "Хезболлах", широко использовавшими действия смертников. Среди смертников были и девушки. Так, например, в апреле 1985 года Сана Мхейдли взорвала вместе с собой начиненный взрывчаткой автомобиль в колоне израильтян. Партизанскую войну вели многие ливанские группировки, но только хезболлахи имели наибольшие успехи в борьбе. Захл*цензура*вшись в этой войне, Израиль в июне 1985 года вынужден был вывести войска из Ливана.
В 1982-85 гг. в Ливане Израиль даже по данным "Краткой еврейской энциклопедии" потерял более 600 человек убитыми. Но, как известно, евреи - крупные математики. Во всяком случае, они умеют умножать и возводить в степень, когда говорят о еврейских жертвах всяких там "погромов" и "холокостов". Когда же надо подсчитывать потери в победоносных войнах Израиля, они предпочитают называть бесконечно малые цифры. В любом случае, партизанская война на юге Ливана закончилась поражением агрессора и его отступлением в 1985 году. Правда, на крайнем юге Ливана, между рекой Литани и границей с Израилем, оставалась крохотная территория, объявленная Израилем "зоной безопасности", которую контролировала произраильская "армия защиты юга". Но в 2000 году и этот "пятачок" ливанской земли Израиль был вынужден оставить. Разумеется, эту территорию немедленно заняла "Хезболлах". Наряду с классической партизанской войной, "хезболлахи" широко практиковали захваты заложников, в том числе иностранных дипломатов в Ливане, угоняли самолеты в соседних государствах.
После бегства израильтян из Ливана "Хезболлах" продолжала воевать с Израилем. На протяжении полутора десятилетия север Израиля подвергался обстрелам самодельными ракетами. В ходе этой продолжающейся войны "Хезболлах" окончательно превратилась в крупнейшую военно-политическую силу Ливана. Прежняя "Амаль" была разгромлена "Хезболлах" в конце 80-х гг., и теперь шииты Ливана подчинены именно "Партии аллаха". "Амаль" существует и в наши дни, а ее лидер Набих Берри является спикером ливанского парламента, но все же значительно уступает "Хезболлах" по всем показателям.
Произошли изменения и в руководстве "Хезболлах". Шейх Фадлалла, после нескольких ранений, отошел от непосредственного политического командования, оставаясь духовным лидером шиитов. Организацию возглавил Аббас аль-Мусави, герой войны с Израилем, одержавший также серьезные успехи в ливанских междоусобицах. Однако в 1992 году он был убит израильскими спецслужбами.
Это, однако, не могло разгромить "Хезболлах". Организация уже воспитала целую когорту военных, политических и религиозных лидеров. Во главе "Хезболлах" встал и возглавляет ее вот уже 14 лет, сравнительно молодой, 1960 года рождения (а на Востоке молодость является скорее недостатком), Хасан Насралла. Несмотря на молодость, Насралла может считаться ветераном войны и политики, ведь он уже в 15 лет, с началом гражданской войны, вступил в боевую группу шиитов. За годы войны в боях с израильтянами, а также ливанскими группировками, в том числе и с "неправильными" шиитами, Насралла вырос до основного военного руководителя Хезболлах". Понятно, что именно он и стал ее лидером.
На юге Ливана "Хезболлах" создала свое государство. Школы, больницы, коммунальные службы, социальное обеспечение - всем этим "Хезболлах" занимается на контролируемых территориях. Лидеры "Хезболлах" сумели совместить религиозные лозунги с социальными требованиями, против которых не возразили бы даже коммунисты. В результате среди шиитов ликвидирована неграмотность, многие молодые люди получают бесплатное высшее образование, в том числе, и за рубежом. Бедняки, сироты, безработные, многодетные семьи, получают социальную помощь от местных органов "Хезболлах". При почти социалистической системе распределения, на юге Ливана действует полностью свободная рыночная экономика.
В отличие от совершенно оторванных от жизни фанатиков вроде афганских талибов, "Хезболлах" максимально используют все средства коммуникации нашего времени. Помимо газет и радио, "Хезболлах" эффективно использует спутниковый телеканал "Аль-Манар" ("Маяк"), вещающий на весь Ближний Восток, а также и интернет. Если в начале своей деятельности "Хезболлах" финансовые средства в основном получала от Ирана, то теперь сами "хезболлахи" спонсируют не только исламские, но и различные антиглобалистские, правозащитные и экологические движения на Западе.
Нельзя не признать, что "Хезболлах", оставаясь воинственной исламской организацией, все же сумела обеспечить вполне нормальную жизнь иноверцам на контролируемых территориях. Так, христианский священник Булос Вехбе в интервью российскому информагентству отмечает: "За всё время своего существования "Хезболлах" не сделала ничего, что могло бы как-то притеснить или нанести вред христианам в Ливане. Христиане живут в кварталах, где есть "Хезболлах". Да, на них накладываются определенные ограничения в таких моментах как, например, распитие алкоголя. Но христиане, как отдельные люди и как верующие, спокойно живут в шиитских кварталах. Конечно, у кого-то есть страх того, что если сила "Хезболлах" будет расти, и если Ливан станет мусульманским государством, то у них не будет возможности жить так, как они хотят" (http://www.rosbalt.ru/2006/07/23/261413.html).
Итак, "Хезболлах" является крепким орешком. Имея почти полную поддержку шиитского населения (и, вероятно, также благожелательный нейтралитет ряда других ливанских конфессий), имея малочисленную, но очень мобильную партизанскую армию, прекрасно используя местность, "Хезболлах" может долго противостоять израильтянам. А сам Израиль может вести только блицкриг, поскольку вся его экономика просто рухнет в случае долгой войны. А то, что блицкриг уже сорван, ясно теперь всем.
Самое опасное в этой войне заключается в том, что она быстро может перерасти в большую войну, которая втянет в себя Сирию, Иран, и возможно, как и в 1983 году, страны НАТО. Пока победителем в войне выступает Иран, который ловко сумел, используя проиранскую ориентации. "Хезболлах", отвлечь внимание мира от своей ядерной программы, и заодно привлечь на свою сторону симпатии суннитов. Собственно, все акции "Хезболлах" последнего времени носят характер опережающих иранских ударов по Западу и его сателлиту на Ближнем Востоке. США, давно собирающиеся ударить по Ирану (им не нравится самостоятельная политика страны, имеющей много нефти и способной иметь оружие массового поражения), в очередной раз, вслед за "карикатурным скандалом, и резких высказываний иранского президента Ахмадинежада по поводу "Холокоста", уступили инициативу Ирану.
Какую же позицию в этой войне должны занять мы, русские? Понятно, что большинство из нас готово воскликнуть вслед за шекспировским героем: "Чума на оба ваших дома"! Однако, признавая, что исламские фундаменталисты настроены антирусски, да и антихристиански, не меньше, чем антиизраильски, все же напомним основной принцип политики. Звучит он так: "Враг моего врага - мой друг"! Разумеется, друг лишь до тех пор, пока есть враг. Было бы плохо, если "Хезболлах" быстро потерпит поражение. Разумеется, и победа "Хезболлаха" для России крайне нежелательна. Появление очередной "Ичкерии" вряд ли станет утешением за ликвидацию Израиля. Как бы цинично это звучало, но нынешняя война весьма полезна для России. Она отвлекает и Запад, и исламизм, от вмешательства в дела России. Для России будет роковой ошибкой вмешаться в эту чужую войну на любой стороне. Так что пусть в Ливане воюют, но без нас! Пусть покупают побольше нашего оружия, пусть взлетает цена на нефть, пусть молодые исламисты вместо Чечни едут в Ливан, а молодые евреи ползают с оружием по ближневосточным кустарникам. Для России самая лучшая позиция - это позиция третьего радующегося. Наша страна так часто страдала из-за войн в чужих интересах. Неужели не сможет Россия использовать в своих интересах чужую войну?
Сергей Викторович Лебедев, доктор философских наук, профессор (Санкт-Петербург)